Статьи из категории: Шахматные Уроки

Урок 75

Хорошая атака выигрывает партию, хорошая защита – чемпионское звание.

Иногда ничего другого просто не остается. Вам приходится обороняться, чтобы остаться в живых. Поэтому крайне необходимо овладеть навыками ведения упорной обороны.

Урок 74

В защите Алехина и других гипермодернистских дебютах белые должны защищать свою инициативу.

В этом уроке заложена глубокая идея, разработанная несколькими мастерами во время и сразу после Первой мировой войны. Гипермодернисты спокойно давали своим противникам построить сильный, классический пешечный центр. Затем они начинали «покусывать» этот центр с флангов. В защите Алехина (1. e4 Кf6 2. e5 Кd5), защите Нимцовича (1. d4 Кf6 2. c4 e6 3. Кc3 Сb4) и дебюте Рети (1. Кf3 d5 2. c4) игра проходит именно по такому сценарию, при котором один игрок, не трогая собственных пешек, занимается тем, что атакует пешечный центр противника с флангов.

Урок 73

Лучшая защита – это атака.

Это старая истина, с которой знакомы все, кто связан со спортом и играми. Она почти всегда справедлива и относительно шахмат. Примеров, когда это правило применимо, почти столько же, сколько самих шахматных партий. Одного будет достаточно:

Урок 72

Используйте атаку пешечного меньшинства с целью разрушения структуры пешечного большинства.

Обычно атаковать следует при наличии пешечного и фигурного преимущества. Но иногда появляется возможность атаковать три пешки двумя или две одной. При успехе пешка или пешки, оставшиеся по завершении атаки, будут изолированными или отсталыми, а значит, – слабыми. После этого их можно пытаться завоевать.

Урок 71

Следует блокировать изолированные, отсталые или проходные пешки, используя, по возможности, коня.

Проходные пешки представляют собой опасность, так что в их отношении это правило, несомненно, справедливо. Изолированные и отсталые пешки, напротив, слабы. Их следует блокировать потому, что иначе они могут двинуться вперед, отдавая свои жизни за то, чтобы освободить другие фигуры.

Урок 70

Ладьи надо располагать позади проходных пешек.

Причина проста – каждый раз, когда проходная пешка делает ход, расположенная сзади ладья увеличивает свою силу. Ладьи, расположенные впереди проходных, теряют в силе по мере продвижения пешек, в то время как ладьи, расположенные сбоку, теряют с пешками контакт (хотя и становятся более мобильными).

Урок 68

Пешечное большинство должно быть на марше, ведомое пешкой-кандидатом.

Это еще один урок, основанный на здравом смысле. Продвижение пешки, которая может быть заблокирована пешкой противника, вероятно, кончится остановкой всей цепи.

Урок 67

Угроза сильнее ее исполнения.

Зачастую угрозу лучше оставить висящей над головой вашего соперника, как дамоклов меч, чем приводить ее в исполнение. В этом случае противник будет в постоянном напряжении, что может помешать ему в реализации собственных планов. После исполнения угрозы на доске возникает новая ситуация, и старая угроза проблемой уже являться не будет.

Урок 66

Следует поддерживать напряжение, а не снимать его.

Этот урок относится к пешкам, которые следует держать стоящими рядышком, а не двигать вперед какую-либо из них или разменивать. Но это правило применимо и ко всей позиции в целом, особенно это касается центра.