Статьи из категории: Шахматные Уроки

Урок 55

Безжалостно атакуйте связанные фигуры, слабые пешки, раскрытых королей и другие неподвижные цели.

Нападайте на всё, что приковано к месту. Бейте снова и снова. Жестоко, ну и пусть. Мы не играем в шахматы для того, чтобы понравиться сопернику. Мы играем для того, чтобы выигрывать.

Урок 53

Сдвоенные ладьи обладают более чем суммарной силой.

В этот урок трудно поверить, но за ним зачастую стоит правда. Вот другой родственный ему урок: сила пары слонов больше, чем их суммарная сила, но это понять и принять не так трудно. Ведь как известно, каждый слон может контролировать только половину полей на доске.

Урок 52

Игнорируйте угрозы соперника всякий раз, когда это можно сделать безнаказанно.

Этот урок имеет большой психологический эффект. Когда противник вам угрожает, то ожидает, что вы будете на угрозу реагировать. Когда же вы не обращаете на нее внимания и он понимает, что исполнение угрозы не нанесет вам вреда, это заронит в нем сомнение, в первую очередь в своих собственных силах.

Урок 51

Двойная атака лежит в основе всей тактики.

Этот урок основан на простой логике. Атаку на два или более объектов труднее отразить, чем атаку на один объект. Ваш соперник должен учитывать больше обстоятельств, а это повышает вероятность ошибки. Даже если он не ошибется, затраченные на решение проблем усилия приведут к утомлению, что, безусловно, скажется на более поздних стадиях игры.

Урок 50

Не берите пешку «b» ферзем – даже когда это выгодно!

Кажется странным увещевание не следовать курсом, даже когда он выгоден, но в этом с привкусом абсурда совете есть зерно истины. Можно привести массу примеров, когда одна сторона заглатывала наживку, а потом горько об этом сожалела. Взятие пешки «b» королевой зачастую выключает ее величество из игры, причем надолго. Но, конечно, брать пешку стоит, если просматривается четкий путь возвращения ферзя в свой лагерь и включения его в работу в разумные сроки.

Урок 49

Разноцветные слоны обычно дают слабейшей стороне хорошие шансы свести вничью слоново-пешечное окончание, но могут являть собой виртуальную лишнюю пешку для атакующего в миттельшпиле.

Это еще одно техническое правило, за которым таится сущая правда. В разноцвете есть некая отчетливость, поскольку каждый слон контролирует клетки, которые недоступны другому. Если это единственные фигуры, оставшиеся на доске, то каждая из них не способна охватить поля, которые она не контролирует. Поэтому той стороне, у которой меньше пешек, остается заблокировать пешки противника на полях, которые контролирует их слон, и… дело с концом.

Урок 48

Два слона обычно сильнее слона и коня или двух коней в окончании при наличии пешек у обеих сторон.

Это технологично звучащее правило, которое, быть может, лучше выразить не техническими терминами. Если ваши фигуры могут охватить, причем быстро, все доступные поля, вы в лучшем положении, чем в том случае, когда фигуры могут охватить только их (полей) часть, причем медленно. Два слона могут прихватить все поля шахматной доски, причем быстро, при условии, что они не блокированы и не заняты решением оборонительных задач.

Урок 47

Атака двух слабостей на разных флангах одновременно растягивает оборону.

Это старый урок двойной атаки. Чем больше объектов приходится защищать, тем сильнее распыляются ресурсы обороны.

Урок 46

Чем игра более открыта, тем более значимо преимущество в развитии.

Вы можете отстать в развитии, даже промедлить с рокировкой без всякого риска, если позиция заблокирована пешечными цепями. Но если пешек мало, а много пространства для маневра фигур, вы лучше побыстрее вводите эти самые фигуры в игру.