При подготовке атаки на вражеского короля важно знать типовые жертвы и атакующие паттерны. В предыдущих статьях мы уже рассматривали способы начала атаки и наиболее распространенные тактические идеи. Сегодня мы рассмотрим еще одну потенциальную цель атаки – поля g6 / g3. Основная цель данной жертвы – полное разрушение пешечной структуры короля, чтобы использовать открытые линии и диагонали для матования короля. Обычно данная жертва применяется, когда поля g6 / g3 частично ослаблены (пешка h или f не стоят на 7 горизонтали).
Как правило, нельзя точно сказать, когда данная жертва сработает, а когда нет. Всегда следует проверять ее своими расчетами. Однако есть несколько общих принципов, которые обычно приводят к успешным комбинациям:
Давайте рассмотрим некоторые примеры, когда гроссмейстеры использовали этот финишный удар в своих играх:
Yemelin, V – Navara, D, Czechia 2010
На диаграмме мы можем заметить, что большинство из упомянутых выше пунктов присутствуют. Почти каждая Белая фигура направлена на Черного короля. Белые гармонично развили свои фигуры и вывели их на активные позиции. Тем не менее, поле g6, кажется, хорошо охраняется в данный момент. Однако, это всего лишь иллюзия, и Черные не могут вовремя перевести свои фигуры, чтобы защититься от атаки Белых. Посмотрите, как далее продолжалась игра:
В этой позиции возможность жертвы на g6 может показаться не столь очевидной. Однако идея становится ясной, когда мы обнаруживаем матовую угрозу, которая появиться, когда будет открыта вертикаль h. У черных все еще есть оборонительные ресурсы, но этого недостаточно, чтобы спасти игру. Посмотрите, как Белые закончили атаку:
До сих пор мы видели примеры, когда Белые жертвовали фигуру за пешку g6, но это не всегда так. Давайте посмотрим на следующую диаграмму, где Белые использует слабость поля g6, чтобы уничтожить защиту Черных:
Berg, E – Bareev, E, Gothenburg 2005
Белые сыграли Bg6!?, интересная идея, суть которой заключается в том, чтобы открыть Черного короля. Полученную позицию нельзя выиграть, т.к. Черные могут спасти игру, но идея, тем не менее, интересная.
Я надеюсь, что эти примеры и идей будут полезны для вас и вы сможете применить их в своих будущих играх. Спасибо за чтение!