Каждый тренер работает по собственным формулам. Кто-то сам активно играет в шахматы, совмещая турниры и преподавание. Такие наставники обычно делятся практическим опытом, который приобретают в своих партиях. Другие используют готовый материал известных тренеров. Третьи комбинируют различные варианты.
Мы много лет наблюдаем за этими процессами со стороны, и собрали свою копилку «тренерских приёмов». Сегодня предлагаем вашему вниманию 10 эффективных методов обучения шахматам, которые реально работают:
Очень ценно проанализировать партию с подопечным, понять, что он видел здесь и там, где он потратил большую часть времени, где была допущена ошибка, почему и т.д. Старайтесь делать это всегда. Когда все сыгранные партии качественно анализируются в таком ключе, человек быстро учится на своих ошибках и не повторяет их.
Практикуете групповые занятия? Они хороши именно возможностью организации активных тренировок. И это всегда одновременно весело и полезно для практики.
Как только вы объясните какой-то эндшпиль, пусть все сыграют в схожих позициях - например, 2 слона против слона и коня с 5 пешками у каждого.
Конечно, освоить тему можно и с помощью повторений и тщательного анализа эндшпиля. Однако «играть» окончания гораздо эффективнее и быстрее для понимания и запоминания, чем просто «читать» про них.
Чтобы научить своего ученика дебюту, начните с образцовых партий лучших игроков в этом дебюте. Например, как только я начал изучать Староиндийскую защиту, мы с тренером просмотрели каждую партию Каспарова в этом дебюте.
Очень важно было знать идеи, основные закономерности, которые постоянно повторяются и конечно же такие игры - отличный источник вдохновения! Студенты могут забыть теоретический ход или два в какой-то момент, но партии они обычно помнят.
Фундамент качественного обучения шахматам. Лучший способ - расставить задания и попросить ученика решить их за определённый промежуток времени. Затем попросите прокомментировать ответы и только потом проверяйте решения.
Обязательно знакомьте учеников с классикой. Особенно в наше время - когда дети так быстро усваивают знания, что многие могут наизусть показать варианты в Найдорфе, но при этом умудряются не знать ни одной партии Фишера (к примеру). Мы всё-таки уверены, что широкий шахматный кругозор и знание многих классических матчей до сих пор необходимы.
До или после каждой тренировки приглашайте подопечных на мини-матч по блицу, не более 5 партий подряд. Особенно, если ваши занятия содержали сложные темы и упражнения. Блиц — это весело, он помогает снять напряжение и позитивно влияет на мотивацию учеников.
Отберите неясные позиции какой-то партии, известной или из вашей собственной практики, и попросите учеников сыграть обоими цветами. Найдите критический момент и посмотрите, смогут ли они улучшить или повторить лучшие ходы.
Играйте в блиц на доске без фигур и ставьте фигуру, которую вы перемещаете, на доску. Например, на первом ходу, если белые играют 1.е4, на доске должна быть только одна пешка. Если чёрные ответят e6, то будут две пешки и т. д.
Это не только весело, но и помогает заострить наше видение и воображение.
Когда ученик просчитывает варианты во время игры, он не может двигать фигуры. Здесь же ему ещё сложнее – ведь он не может даже видеть фигуры, по крайней мере, не все из них. Тяжело в учении – легко будет в бою!)
Просмотр с учениками множества партий, особенно сильных, со временем улучшит вашу игру, даже если этого никто из вас не осознаёт.
Важно анализировать не только игры подопечных, но и чужие, извлекать из них уроки. Кстати, это может быть ещё увлекательнее, потому что нет предвзятости и чувства досады - ведь дело не в ошибках ученика, а в чужих.
Попросите учеников комментировать свои партии. Причём, пусть выполнят всю работу самостоятельно, а затем проверяйте качество их анализа. Таким образом обычно исправляют привычку мыслить и оценивать игру поверхностно.
На сегодня всё. Не стесняйтесь присылать свои идеи и вопросы по этой увлекательной теме!