Люди веками были сильнейшими шахматными существами на планете. Даже в 1980-е казалось смешным, что компьютер когда-либо может победить сильнейших игроков-людей. Затем в 1997 году случилось это - компьютер победил чемпиона мира. Какой компьютер, спросите вы? Deep Blue.
Давайте узнаем больше об этом компьютере, который изменил историю:
Deep Blue - шахматный компьютер, разработанный IBM. Он известен победой над чемпионом мира по шахматам, Гроссмейстером Гарри Каспаровым в матче 1997 года. Победа Deep Blue рассматривалась как символическое свидетельство развития искусственного интеллекта - победа машины над человеком.
Проект Deep Blue (первоначально называвшийся ChipTest) был создан Фэн-сюн Сюй в 1985 году. В 1989 году Сюй и другие коллеги присоединились к команде IBM, чтобы полностью разработать Deep Blue. Ранняя версия Deep Blue играла матч против GM Джоэла Бенджамина, который позже присоединился к команде Deep Blue в качестве консультанта GM.
К началу матча 1997 года алгоритм поиска Deep Blue альфа-бета (тот же тип поиска, который сегодня все еще используется многими традиционными компьютерными системами) вместе с его специальным оборудованием позволил ему рассматривать до 200 миллионов позиций в секунду. После победы в 1997 году Deep Blue был разобран и одна из двух стоек выставлена в Национальном музее Американской истории, а другая - в Музее компьютерной истории.
Одна из стоек Deep Blue, выставленных в Музее истории компьютеров.
Deep Blue сыграл два матча против Каспарова в 1990-х годах. В матче 1996 года Deep Blue проиграл 2-4, но все же добился того, чего раньше не делал ни один шахматный компьютер: он победил в игре Чемпиона мира среди людей - беспрецедентное достижение. Несмотря на это, Каспаров по-прежнему считается величайшим игроком всех времен.
Гарри Каспаров
В период между матчами 1996 и 1997 годов в Deep Blue было сделано много улучшений. Когда они встретились в матче-реванше 1997 года, Deep Blue победил Каспарова со счетом 3,5: 2,5 в турнирных условиях при стандартном контроле. Эта невероятная победа стала революционной и ознаменовала собой достижение мира искусственного интеллекта.
В первой игре матча 1996 года Deep Blue потряс мир, победив Каспарова. Он разыграл вариант Алапина против Сицилианской защиты и смог форсировать несколько структурных недостатков в позиции Каспарова. После 24...exd5 все пешки Каспарова либо изолированы, либо сдвоены, либо то и другое:
Разрушенная пешечная структура Каспарова.
Каспаров добился сбалансированной позиции, но ошибся ходом 27...d4, и Deep Blue убедительно выиграл партию. Вот полная игра:
Этот второй пример является последней игрой матча 1997 года. При счете 2,5–2,5 Каспаров разыграл солидный вариант защиты Каро-Канн и целенаправленно сыграл 7...h6, что повлекло за собой раннюю жертву фигуры в дебюте. Каспаров считал, что Deep Blue не станет жертвовать фигурой, но он шокирующе сыграл 8.Nxe6!:
Deep Blue пожертвовал фигуры ходом 8.Nxe6.
Согласно нескольким источникам, команда Deep Blue добавила этот вариант с жертвой в дебютную книгу Deep Blue в день партии. После жертвы Каспарова сдуло с доски - он сдался на 19-м ходу и проиграл матч.
Теперь вы знаете, что такое Deep Blue, чего он добился и многое другое.
Примечание: Если вы стремитесь к резкому увеличению шахматного уровня, то необходимо систематически работать над всеми элементами игры:
На первый взгляд кажется, что предстоит много работы. Но благодаря нашему учебному курсу Ваше обучение пройдёт легко, эффективно и с минимальными затратами времени. Присоединяйтесь к программе обучения «Шахматы. Перезагрузка за 21 День», прямо сейчас!