Считайте число нападающих на каждый ключевой пункт фигур и число его защищающих. Пункт в безопасности при равенстве этих чисел и будет проигран, если число нападающих превосходит число защитников, при условии, что тип и тех и других одинаков.
Нападают на пункт e6 четыре фигуры, защищает его – три. Поэтому белые выигрывают пешку e6 путем 1. f:e6 f:e6 2. С:e6 К:e6 3. Кc:e6 С:e6 4. К:e6. Разумеется, если тип фигур неодинаков, такой простой подсчет неприменим:
Здесь мы имеем иной случай. По пункту c6 отношение четыре к двум, но черные не могут просто выиграть пешку e6, поскольку одной из нападающих фигур является слон d7, который необходим для защиты коня g4. Итак, 1…К:c6 2. d:c6 С:c6 3. Л:g4.
В каждой позиции складываются новые условия после всех разменов на ключевом поле. На предыдущей диаграмме черные могут дать шах на g4, хотя и пешка g7 также провисла. На последней диаграмме черные могут играть 3…Л:e2 со связкой слона d2 после всех разменов. Таким образом, подсчет нападений и защит – всего лишь один фактор среди многих.