Система Мароци: основные идеи за Белых

Дата публикации: 16 января 2020
Просмотры: 12396

Система Мароци обычно относится к пешечной структуре, которую белые используют в качестве оружия против Сицилианской защиты. Названа в честь венгерского гроссмейстера Геза Мароци. Долгое время эта система считалась самой неудобной расстановкой против Сицилийской защиты.

Современная практика показывает, что у чёрных есть несколько интересных вариантов, чтобы попытаться прорваться через центр белых, но играть такую позицию всё равно нелегко. Так или иначе, белые сохраняют небольшое преимущество.

Такая пешечная структура обычно возникает после размена пешки d на c в открытой Сицилианке, где чёрные позволяют белым сделать ход c4:

Диаграмма 1: Система Мароци

Чаще всего она встречается в Ускоренном Драконе, после ходов 1.e4 - c5 2.Nf3 - Nc6 3.d4 - cxd4 4.Cxd4 - g6 5.c4. Помимо этого варианта, Мароци применяется против системы Ежа - когда чёрные выстраивают пешки на a6, b6, d6, e6, а чернопольного слона на е7.

Основная идея этой расстановки состоит в том, чтобы держать под контролем типовой подрыв чёрных, а именно d6 (d7) - d5. Белые создают сильный центр, благодаря пешкам e4 и c4, в то время как чёрные должны согласиться на менее активное d6.

Имея больше пространства, белые могут маневрировать своими фигурами и применять разные идеи.

Совет: Чтобы улучшить свою игру, Вам нужно не только изучать дебют, но и сосредоточиться на позиционном понимании и игре в эндшпиле. Если, вы хотите хорошо играть окончания, я предлагаю ознакомиться с нашим курсом, где мы изучаем очень много часто встречающихся окончаний. Изучив эти материалы, Вам больше не придется догадываться о выигрышном подходе. Вы будет просто применять отточенную технику:

Наиболее распространенные планы - действия в центре и на ферзевом фланге. Однако есть случаи, когда возможны атаки на королевском фланге. Вот некоторые планы, которые вы можете использовать в следующий раз, когда буде играть такую структуру:

1. Центральные действия

Против ускоренного дракона белые могут использовать этот план благодаря хорошему контролю над полем d5. После развития своих фигур, белые играют Nd5, и если чёрные его заберут, то белые забирают пешкой е. Затем пытаются быстро оказать давление на пешку е7 по линии «е». Также здесь важно поддерживать свой центр ходом b3.

2. Пешечный штурм на Ферзевом фланге

В этом случае идея белых состоит в том, чтобы сыграть с5. Здесь центр поддерживается пешкой f3, а пешка b идет на b4, что делает возможным c5. Ладьи обычно встают на линии c и d, а чернопольный слон на e3. Иногда ферзь может оказать помощь с поля f2.

Помимо этого, белые могут использовать расстановку с двойным фианкетто, где ферзь ставится на диагональ a7-g1, а подрыв будет поддержан путем перевода коня с f3 на b3. Против системы Ежа это идея ещё сочетается с угрозами ослабленной пешки b6. Но при использовании этого плана убедитесь, что пешка с4 хорошо защищена, так как чёрные попытаются оказать на нее давление после того, как вы сыграете b4.

3. Атака на королевском фланге

Это ещё одна распространенная идея в Мароци, где белые объединяют центральные и королевские угрозы. Они обычно играют f4 и стремятся к e5, чтобы открыть линии d и f для своих ладей.

Менее распространен ход f5, так как теряется контроль над полем e5, и чёрные могут перевести своего коня f6 через поля d7-e5.

Другая идея - движение h4-h5 с целью открыть короля. В этом случае поле d5 можно использовать для перевода ладей на королевский фланг.

Мы подобрали несколько партий известных гроссмейстеров в этой структуре. Первые два иллюстрируют идеи белых против «Ежовых» структур.

В первой игре Домингес развивает своего чернопольного слона на e3 и продолжает играть, чтобы провести прорыв c4-c5.

 
Поделиться...
Оформление...
Повернуть доску
Настройки
MoveNResultEloPlayers
Сделайте ход и смотрите здесь Онлайн-книгу
1.e4 c5 2.Nf3 e6 3.d4 cxd4 4.Nxd4 a6 5.c4 Nf6 6.Nc3 Qc7 7.a3 b6 8.Be3 Bb7 9.f3 Be7 10.Rc1 d6 11.Be2 Nbd7 12.0-0 0-0 Мы достигли типичной расстановки Ежа. 13.b4 Улучшив фигуры и убедившись, что центр хорошо поддерживается (e4 пешкой f3, а c4 ладьей и слоном), белые начинают действия на ферзевом фланге. В этой игре мы увидим, как они могут получить прорыв с5 и ограничить активность фигур черных. Rac8 14.Qd2 14.Qe1 здесь также имело смысл, стремясь перевести ферзя либо на g3, оказав давление на d6 или на f2, откуда он поддержит c5 и любые возможные атаки на b6. Rfe8 15.Qf2 14...Qb8 15.Kh1 Обычно полезный ход в такой структуре. Здесь белые планируют перегруппировать свои фигуры, переведя слона на g1, откуда он защищает королевский фланг, но также сохраняет возможность выбора Qe3 (xb6). Bd8 План черных состоит в том, чтобы перевести своего слона на c7 и попытаться продвинуть d5. 16.Rc2 Bc7 17.Bg1 Rfd8 18.Na4 У этого хода есть двойная цель. Похоже, что белые готовятся оказать большее давление на b6 и пытаются поддержать c5, но на самом деле они также имеют в виду маневр Na4-b2-d3, откуда конь контролирует поля c5 и e5. Qa8 19.Nb2 Bb8 19...Ne5 20.Rfc1 Nfd7 21.Nd3 Nxd3 22.Bxd3 Ne5 23.Bf1 20.Rfc1 Re8 21.Bf1 Этим ходом белые решают проблему пешки g2, которая ранее делала невозможными любые планы посредством.f4-e5. h5 Создание ненужных слабостей. Вместо этого черные могли бы продолжать улучшать свою позицию 21...Ne5 22.Nd3 Nfd7 22.Qg5 Bc7 23.Nd3 Bd8 24.Qg3 Bc7 24...h4 25.Qh3 25.Qxd6 проигрывает ферзя после Bc7 25...Nf8 26.c5 dxc5 27.bxc5 bxc5 28.Nxc5 25.Qf2 Bd8 26.Qg3 Bc7 27.Qe1 Qb8 28.Be2 Как только черный ферзь покинул длинную диагональ, белопольный слон белых больше не нужен на f1. Nf8 Это ошибка, так как конь защищал от подрыва с5. 29.c5 dxc5 30.bxc5 Rcd8 30...bxc5 31.Nxc5 Bb6 31...Bf4 32.Rb1 32.Nxb7 Qxb7 33.Qb4 Rxc2 34.Rxc2 и белые имеют решающее преимущество благодаря двум слонам и фигурной активности. 31.Rb1 b5 32.a4 Этот решительный подрыв решает партию. Как только линия b будет открыт, черным будет трудно удержать свою позицию. e5 33.axb5 Черные сдались из-за 33.axb5 Qc8 34.Nf5 axb5 35.c6 Ba8 36.Nc5 Bxc6 37.Qc1 Bd7 37...Ng6 38.Nb3 38.Nxd7 Rxd7 39.Bb6 39.Bxb5 и победа 1–0
  • Запустить движок для анализа:
  • Попробуйте максимально увеличить доску:
  • Используйте четыре клавиши курсора, чтобы просмотреть игру. Делайте ходы, чтобы проанализировать себя.
  • Нажмите Ctrl-B, чтобы повернуть доску.
  • Переносите разделительные полосы между оконными панелями.
WhiteEloWBlackEloBResYearECOEventRnd
Dominguez,L2610Maiwald,J25401–02004B41La Habana

В этом примере мы увидим, как Карпов использует двойное фианкетто и комбинирует угрозы на ферзевом и королевском фланге, играя как b4 (поддерживая c5), так и f4 (стремясь либо к e5, либо e5, f5 и g4).

 
Поделиться...
Оформление...
Повернуть доску
Настройки
MoveNResultEloPlayers
Сделайте ход и смотрите здесь Онлайн-книгу
1.c4 c5 2.Nf3 Nf6 3.Nc3 e6 4.g3 b6 5.Bg2 Bb7 6.0-0 d6 7.d4 cxd4 8.Qxd4 a6 9.Rd1 Be7 10.b3 Nbd7 11.e4 Qc8 12.Bb2 0-0 13.Nd2 Интересная идея. Белые освобождают слона g2 и пешку f и в то же время следят за ферзевым флангом. Конь защищает важную пешку с4 и поддерживает толчок b4. После этого конь может быть перенаправлен на b3, откуда он будет поддерживать подрыв с5. Qc7 13...Qc5 Была интересная попытка, так как эндшпиль удобен для черных 14.Qd3 Rfc8 14.Rac1 Rac8 15.h3 Rfe8 16.a3 Qb8 17.b4 Red8 18.Qe3 С ладьей на d8 ферзь больше не в безопасности на d4. Карпов планирует поставить его на e2, где он поддержит пешку с4, пока не будет возможен подрыв с5. Ba8 19.Qe2 Ne8 20.Nf1 Bb7 21.Kh2 Nef6 22.Nd2 Ne8 23.Re1 Ba8 Типичный Ёж. Каждый игрок пытается постепенно улучшить свою позицию, не слишком ослабляя. С королем на h2 и ладьей на e1 белые приготовились к f4. Королю нет возможности сделать шах по диагонали a7-g1, в то время как ладья защищает пешку e4. С другой стороны, черные ждут подходящего момента для реализации подрыва b5 или d5. 24.Nb3 Bg5 25.Rc2 Rc7 26.f4 Bf6 27.Rec1 Rdc8 28.Nd1 Bb7 29.Qd3 Теперь ферзя лучше поставить на линию d, сохраняя давление на пешку d6. Bxb2 30.Nxb2 Qa8 31.Nd1 a5 Ослабление поле b5. 32.Nd4 Белые реагируют соответственно Rd8 33.Nb5 Rcc8 34.Ndc3 В случае отсутствия коня на b5 и чернопольного слона у черных, белые перегруппируют свои фигуры и окажут давление на слабость d6. 34.Nxd6 Nxd6 35.Qxd6 Nc5 36.Qxb6 axb4 37.axb4 37.Qxb4 Nd3 37...Nd3 38.Rb1 Ne1 34...Qb8 35.Rd1 Ndf6 36.Rcd2 h6 37.Qe2 Ba8 38.Kg1 38.bxa5 bxa5 39.Rb2 38...Bc6 39.Kh2 e5 40.f5 Qa8 41.g4 41.Nxd6 Nxd6 42.Rxd6 Rxd6 43.Rxd6 axb4 44.axb4 Qa3 у черных достаточная компенсация за пропавшую пешку. 41...Qb8 42.h4 Qb7 43.Bf3 43.g5 axb4 44.axb4 hxg5 45.hxg5 Nh7 46.g6 43...Qe7 44.Kg3 Королю полезно быть вместе со своими пешками королевского фланга. axb4 45.axb4 d5 Черные пытаются освободить свои фигуры, но этот ход оказывается недостаточным. 46.cxd5 Bxb5 47.Nxb5 Qxb4 48.g5 hxg5 48...Nh7 49.gxh6 gxh6 50.Na7 49.hxg5 Nh7 50.d6 Rc5 51.Rb2 Qc4 52.Qh2 Rxb5 53.Qxh7+ Kxh7 54.Rh2+ Kg8 55.Rdh1 f6 56.Rh8+ с последующим g6# 1–0
  • Запустить движок для анализа:
  • Попробуйте максимально увеличить доску:
  • Используйте четыре клавиши курсора, чтобы просмотреть игру. Делайте ходы, чтобы проанализировать себя.
  • Нажмите Ctrl-B, чтобы повернуть доску.
  • Переносите разделительные полосы между оконными панелями.
WhiteEloWBlackEloBResYearECOEventRnd
Karpov,A2705Ribli,Z25851–01986A30Dubai (ol)

В последней игре мы увидим расстановку Мароци против Ускоренного Дракона, где белые держат пешку на f3 и играют на ферзевом фланге, чтобы провести с5. Очень поучительная победа Гельфанда.

 
Поделиться...
Оформление...
Повернуть доску
Настройки
MoveNResultEloPlayers
Сделайте ход и смотрите здесь Онлайн-книгу
1.Nf3 c5 2.c4 Nc6 3.d4 cxd4 4.Nxd4 g6 5.e4 Bg7 6.Be3 Nf6 7.Nc3 0-0 8.Be2 d6 9.0-0 Bd7 10.Qd2 Nxd4 11.Bxd4 Bc6 12.f3 a5 Черные пробуют стандартный план: перевод кона с f6 на c5, а ферзя b6-b4. Его идея - остановить b4 и сыграть a4, если белые позволят это. 13.b3 Nd7 14.Be3 Nc5 15.Rab1 Самое точное. Если белые решили сыграть b4 и c5, имеет смысл поставить ладьи на b1 и c1. Qb6 16.Rfc1 Qb4 17.Rc2 Идея состоит в том, чтобы поставить ферзя на c1 и угрожать ходами a3 и b4. Rfc8 18.Qc1 Qb6 19.a3 Qd8 20.Qd2 e6 21.Bf1 Be5 22.b4 axb4 23.axb4 Na4 24.Ne2 Qh4 25.g3 Qe7 26.Nd4 Be8 27.Rbc1 Добавление еще проблем по линии с Nb6 28.Nxe6 28.c5 dxc5 29.bxc5 Na4 30.f4 Bg7 31.Nb5 28...Qxe6 28...Nxc4 29.Bxc4 fxe6 30.Bg5 Qd7 31.f4 Bg7 32.f5 29.Bxb6 Ra3 30.f4 Bg7 31.Qd5 Bc6 31...Qe7 32.c5 Bc6 33.cxd6 32.Qxe6 fxe6 33.Bg2 e5 34.Rd2 34.b5 Bd7 35.Rd2 Bf8 36.c5 Be6 37.c6 была интересная попытка для белых 34...exf4 35.gxf4 Bc3 36.Rxd6 Bxb4 37.c5 Rf8 38.e5 Bxg2 39.Kxg2 Rxf4 40.e6 Re4 41.Rd8+ Kg7 42.Rd7+ Kh6 42...Kf6 43.Bd8+ 43.e7 Re2+ 44.Kf1 Raa2 44...Rae3 45.Rb1 Re4 45...Bc3 46.c6 Re1+ 47.Rxe1 Rxe1+ 48.Kf2 bxc6 49.Be3+ 45...Ba3 46.c6 Rxe7 47.cxb7 46.e8Q Rxe8 47.Rxb4 Rxh2 48.Rxb7 45.Bc7 Ba3 46.Re1 Rf2+ 47.Kg1 Bxc5 48.Kh1 48.e8Q Rxh2+ 49.Re3 Rag2+ 50.Kf1 Rf2+ 51.Ke1 Bb4+ 52.Kd1 Rh1+ 48...Bxe7 49.Rdxe7 Rf5 50.Bb6 Rf6 51.Be3+ g5 52.Rg1 Rf5 53.h4 1–0
  • Запустить движок для анализа:
  • Попробуйте максимально увеличить доску:
  • Используйте четыре клавиши курсора, чтобы просмотреть игру. Делайте ходы, чтобы проанализировать себя.
  • Нажмите Ctrl-B, чтобы повернуть доску.
  • Переносите разделительные полосы между оконными панелями.
WhiteEloWBlackEloBResYearECOEventRnd
Gelfand,B2680Anand,V26101–01990B38Manila (izt)

Это основные идеи белых в системе Мароци. Надеемся, что вы сможете успешно использовать их в своих будущих играх. Удачи!

Примечание: Если вы стремитесь к резкому увеличению шахматного уровня, то необходимо систематически работать над всеми элементами игры:

  • Тактика
  • Позиционная игра
  • Атакующие навыки
  • Техника эндшпиля
  • Анализ классических игр
  • Психологическая подготовка
  • И еще многое другое

На первый взгляд кажется, что предстоит много работы. Но благодаря нашему учебному курсу Ваше обучение пройдёт легко, эффективно и с минимальными затратами времени. Присоединяйтесь к программе обучения «Шахматы. Перезагрузка за 21 День», прямо сейчас!

НЕТ ПРОГРЕССА В ШАХМАТАХ?

Вам поможет 21-дневный интенсив по шахматам. Гарантия!

Полезные статьи

Нет комментариев


© Copyright 2011-2025 Шахматный клуб XChess.ru. Все права защищены!