Выбор в эндшпиле: ладья и слон против ладьи и коня

Дата публикации: 24 августа 2021
Просмотры: 2955

Какая лёгкая фигура лучше - слон или конь? Споры на эту тему не утихают по сей день. С самого раннего возраста мы склонны выбирать то, что больше нравится нам, и этот выбор не обязательно основан на фактах - скорее, на чувствах. Наши предпочтения могут меняться с годами, и мы можем даже лучше играть с одним, чем с другим, но важно понимать, что наш выбор не может быть «эталонным».

Нет чёткого ответа, и нельзя уверенно сказать, что одна фигура всегда лучше другой. Выбирая между ними, мы всегда должны обращать внимание на происходящее на доске. Вот несколько рекомендаций, как это сделать правильно:

  • Ситуация в центре. Это, пожалуй, одна из самых важных особенностей позиции, которую вы должны учитывать, выбирая - какую из лёгких фигур оставить. Слон – «дальнобойное орудие»: чтобы стать опасным, ему нужны открытые диагонали. С другой стороны, конь - фигура ближнего боя, которая нуждается в поддержке пешек, чтобы чувствовать себя прекрасно на центральном поле. Мы называем это форпост. Эти соображения приводят к простому выводу: слоны обычно лучше работают в позициях с открытым центром, а кони лучше работают с закрытым.
  • Поскольку слоны - дальнобойные фигуры, их также можно легко перевести с одного фланга на другой, в зависимости от того, где это необходимо. Вот почему слон обычно доминирует над конём, когда на обоих флангах пешки.

В этой статье мы рассмотрим ладью и лёгкие фигуры в эндшпиле, где слон превосходит коня, и посмотрим, какие идеи используют гроссмейстеры, чтобы использовать это преимущество максимально.

Для этого мы выбрали следующую позицию, появившуюся в партии Артура Юсупова и Вишванатан Ананда которая была сыграна в знаменитом турнире в Линаресе:

Диаграмма 1: Ладья и слон против ладьи и коня

Юссупов, А – Ананд, В, Линарес 1992
Ход белых

Позиция на диаграмме объективно равная, и чёрные только что предложили размен ладей. Если белые примут это, игра, вероятно закончится лёгкой ничьей, поскольку чёрные централизуют своего короля, и в конечном итоге улучшат положение своего коня. С ладьями на доске у чёрных тоже должна быть возможность сделать ничью, но для них все будет немного сложнее. На то есть две причины:

  • Структура ферзевого фланга чёрных немного слабовата, и сохранив ладью, белые смогут на неё надавить. Отметим, что слон отлично защищает вторую горизонталь от вторжения чёрной ладьи. Следовательно, чёрным будет непросто найти контригру.
  • Во-вторых, слон очень хорошо взаимодействует с ладьёй в этом случае. Центр открыт, и у коня нет хороших форпостов, а это значит, что он не может легко прийти на помощь пешкам ферзевого фланга. Напротив, ладья и слон смогут давить на пешки чёрных.

Принимая это во внимание, теперь легко придумать хороший план для белых. Первый ход, конечно же, Rc1! Идея состоит в том, чтобы добраться до c6 и атаковать слабость на a6. Если чёрные пассивно защищаются ладьёй, тогда в игру может вступить король и решить партию. Если пешка продвинется, то и у слона будет чистая цель. Конечно, все действия поддержит белый монарх.

Посмотрите, как белые применяют это на практике, ниже:

 
Поделиться...
Оформление...
Повернуть доску
Настройки
MoveNResultEloPlayers
Сделайте ход и смотрите здесь Онлайн-книгу
27.Rc1 Сохраняя ладьи, белые хотят оказать давление на пешки ферзевого фланга черных. 27.Rxd8+ Nxd8 должна быть легкая ничья 27...h5 28.Rc6 a5 28...Rd1+ 29.Kh2 Rb1 не работает ввиду 30.b4 28...Ra8 слишком пассивен 29.Rb6 Rd5 30.Kf1 централизация короля g5 Черные также пытаются создать контригру на королевском фланге. 31.Ke2 g4 32.hxg4 hxg4 33.b3 / \ Ra6 Re5 Этот ход - последняя ошибка, так как он позволяет белому королю войти в игру. Но даже в этом случае давление белых неоспоримо. 34.Kd3 f5 35.g3 Белым нужно время, чтобы зафиксировать пешки черных Kf7 36.Ra6 b4 37.axb4 Даже лучше было 37.Ra7+ Ke8 38.a4 37...axb4 38.Rb6 Re4 39.Rc6 Re5 40.Kc4 Re4+ 41.Kd5 Kf6 42.Rc4 Rxc4 43.Kxc4 Ke5 44.Kxb4 44.Bd2 был более точным f4 45.Bxb4 fxg3 46.fxg3 Ng5 47.Bd2 44...f4 45.gxf4+ 45.Ba7 fxg3 46.fxg3 Kd5 46...Ng5 47.Ka5 47.Ka5 Kc6 48.b4 45...Nxf4 46.Kc4 Nh5 46...Ke4 и черные все еще могли сделать ничью 47.b4 Nd3 48.b5 Ne5+ 49.Kc5 g3 50.fxg3 Kxe3 47.Ba7 Ke6 48.Bb8 Nf6 49.Kd4 Nd5 50.Bg3 Nb4 51.Kc5 Nd3+ 52.Kc4 Ne1 53.b4 Nc2 54.b5 Kd7 55.Be5 Ne1 56.Kd5 Nd3 57.Bd4 Nf4+ 58.Ke4 Ne2 59.Be5 Kc8 60.Ke3 Nc1 61.Bb2 Nb3 62.Bd4 Nc1 63.Kd2 Nb3+ 64.Kc3 Na5 65.Be5 Kd7 66.Bf4 Kc8 67.Kd4 Kb7 68.Kc5 Ka7 69.Kb4 Nb7 70.Bc7 1–0
  • Запустить движок для анализа:
  • Попробуйте максимально увеличить доску:
  • Используйте четыре клавиши курсора, чтобы просмотреть игру. Делайте ходы, чтобы проанализировать себя.
  • Нажмите Ctrl-B, чтобы повернуть доску.
  • Переносите разделительные полосы между оконными панелями.
WhiteEloWBlackEloBResYearECOEventRnd
Jussupow,A2655Anand,V26701–01992D10Linares 10th1

Примечание: Если вы стремитесь к резкому увеличению шахматного уровня, то необходимо систематически работать над всеми элементами игры:

  • Тактика
  • Позиционная игра
  • Атакующие навыки
  • Техника эндшпиля
  • Анализ классических игр
  • Психологическая подготовка
  • И еще многое другое

На первый взгляд кажется, что предстоит много работы. Но благодаря нашему учебному курсу Ваше обучение пройдёт легко, эффективно и с минимальными затратами времени. Присоединяйтесь к программе обучения «Шахматы. Перезагрузка за 21 День», прямо сейчас!

НЕТ ПРОГРЕССА В ШАХМАТАХ?

Вам поможет 21-дневный интенсив по шахматам. Гарантия!

Полезные статьи

Нет комментариев


© Copyright 2011-2025 Шахматный клуб XChess.ru. Все права защищены!