15 шаблонов шахматных окончаний, которые нужно знать

15 шаблонов шахматных окончаний, которые нужно знать
15 шаблонов шахматных окончаний, которые нужно знать

Сегодня, благодаря современным технологиям доступ к шахматным материалам стал гораздо проще, чем 30 лет назад.

Мы можем с лёгкостью найти нам нужную информацию в интернете, т.к. там есть множество сайтов, видео и курсов по шахматной тематике.

Однако такое количество материала может запутать нас. Все мы знаем, что шахматная партия состоит из трёх частей – дебюта, миттельшпиля и эндшпиля. Правильная подготовка шахматиста должна охватывать все три стадии партии, но большинство шахматистов почему-то тратят 90% своего времени на изучение дебютов.

Конечно, иметь приличное знание дебютной теории и знать, как расставлять фигуры, необходимо, но обычно исход партии решается в миттельшпиле и эндшпиле.

Поэтому в этой статье мы решили немного исправить данную ситуацию и подготовили 15 шаблонов шахматных окончаний, которые должен знать каждый шахматист.

Итак, давайте смотреть:

1. Мат Ферзём

Прежде всего, любой шахматист должен очень хорошо знать, как ставить мат только ферзём и королём. Как только вы это поймёте, техника станет очень простой.

Идеи, которые следует запомнить:

Чтобы поставить мат, нужно оттеснить короля соперника к краю доски.

Вы НЕ сможете этого сделать, давая только шахи!

В этом эндшпиле шахи ни к чему не приведут, так как король соперника не обязан идти на край доски, ему безопаснее оставаться в центре. Чтобы добиться этого, вам придётся ограничивать ходы короля всё больше и больше, пока он не будет вынужден встать на край доски.

Избегайте патовой ситуации! Одна из распространённых ошибок является загон короля противника в пат в одном из углов. Помните, что вы должны оставить королю хотя бы одно поле, на которое он может ходить!

Диаграмма 1

Пример пата с ферзём

Последний шаг - подвести короля и поставить мат.

2. Мат ладьёй

Идеи аналогичны представленным выше – вы должны оттеснить короля соперника к краю доски, а это, опять же, не достигается хаотичными шахами.

Для этого вам понадобится помощь короля. Первый шаг — отрезать короля ладьёй. Затем вам нужно подвести короля таким образом, чтобы два короля встали лицом друг к другу. Затем ладья может отойти, чтобы сделать шах и король соперника будет вынужден подойти на одну вертикаль/горизонталь ближе к краю. Например:

Диаграмма 2

Это пример позиции, к которой нужно стремиться. Белые сыграют Rf2 и чёрному королю придётся перейти на линию g. Затем подходит белый король и снова пытается добиться той же схемы, пока чёрный король не достигнет линии h и далее он получит мат.

3. Ферзь против пешки - Патовая ситуация со слоновой пешкой

Как правило, ферзь выигрывает у пешки. Если пешка готова превратиться, то чтобы здесь выиграть, нужно давать шахи до тех пор, пока король не будет вынужден встать перед пешкой.

Затем у вас будет время приблизить короля на один шаг к пешке и так до тех пор, пока пешка не будет взята.

Есть только две ситуации, когда это может не сработать – когда у противника слоновая или ладейная пешка. Давайте посмотрим, почему:

Диаграмма 3

Если пешка будет на любой другой вертикали, чёрный король должен встать перед ней, иначе пешка будет взята. Однако здесь есть спасение …Kh1!

Теперь, если ферзь заберёт пешку, вы узнаете описанную выше патовую ситуацию.

Совет:

Чтобы бороться с грубыми ошибками, находить правильный план в сложных позициях, усилить свое позиционное и тактическое зрение, мы рекомендуем Вам подписаться на наших обучающий курс. Сотни шахматистов уже получили выгоду от нашего обучения. Не ждите, начните выигрывать в шахматы уже сегодня.

4. Ферзь против пешки - Патовая модель с ладейной пешкой

С пешками h всё относительно проще:

Диаграмма 4

Здесь король встанет перед пешкой, но проблема в том, что теперь белый король не может подойти ближе. Если белые сделают ход королём, то на доске опять возникнет пат, т.к. чёрному королю некуда ходить!

5. Ферзь против пешки – Матовые шаблоны

Большинство окончаний со слоновыми и ладейными пешками ничейные. Но есть одна выигрышная идея, когда король находится ближе к пешке.

Пешке можно позволить превратиться, но мат будет неизбежен. Существует более одного шаблона, но это один из них:

Диаграмма 5

Ход белых

Если белые получат эту позицию, они могут выиграть с помощью 1.Kg4!! Чёрные могут здесь поставить ферзя, но это не поможет: 1…h1Q 2.Kg3! и мата не избежать.

6. Патовая схема в пешечных окончаниях

Способ борьбы за ничью против проходной пешки состоит в том, чтобы держать перед ней короля. Если соперник не сможет занять одну из выигрышных позиций, игра завершится вничью и, скорее всего, закончится следующей патовой позицией:

Диаграмма 6

Здесь ничья, если ход чёрных.

7. Король на 6й горизонтали в пешечных окончаниях

Пешечные окончания одновременно просты и сложны. Их нужно внимательно изучить и разыгрывать с терпением, так как любая ошибка может стоить вам победы. Следует помнить одну важную мысль: король на 6-й горизонтали перед пешкой, выигрывает. Например:

Диаграмма 7

Здесь, если чёрный король доберётся до выделенных полей, эндшпиль выигран, независимо от того, чья очередь хода.

8. Пешечные окончания - Ничья против ладейной пешки

При игре против ладейной пешки самый простой способ добиться ничьей — поставить короля в угол перед пешкой. У соперника не будет возможности вытеснить оттуда короля, и игра закончиться в ничью:

Диаграмма 8

Здесь чёрные будут играть только Крg8-h8, пока белые не решат пойти h7, и тогда чёрный король окажется в пате.

9. Пешечные окончания - Блокировка пути королю к пешке

Одно из очень важных правил пешечных окончаний является правило квадрата пешки. Оно говорит нам о том, сможет ли пешка сама по себе превратиться или ей потребуется помощь короля для продвижения. Когда король противника находится прямо в углу квадрата, ему потребуется свободная диагональ, чтобы поймать пешку. И здесь есть типовая идея:

Диаграмма 9

Выигрышный ход 1.d5! Теперь чёрному королю придётся обойти собственную пешку, что приведёт к потере темпа и выходу за пределы квадрата пешки.

10. Ладейные окончания - Мост (позиция Лусены)

Это один из самых важных шаблонов в ладейных окончаниях. Если ваша пешка дошла до 7-й горизонтали с вашим королём перед ней, вы должны знать как её превратить в ферзя.

Сделать это можно, создав своей ладьёй «мост», под которым король будет в безопасности от шахов:

Диаграмма 10

Техника создания моста:

1.Re2! Нам нужно оттеснить чёрного короля от вертикали e, чтобы вывести своего короля. 1…Kd7 2.Re4! Подготовка моста 2…Rh2 3.Kf7 Rf2+ 4.Kg6 Rg2+ 5.Kf6 Rf2+ 6.Kg5 Rg2+ и теперь наша ладья будет прикрывать от шахов: 7.Rg4 +-

11. Ладейные окончания - Позиция Филидора

Это один из самых важных способов защиты, чтобы удержать пешку противника от продвижения:

Диаграмма 11

1…Rb6! Идея состоит в том, чтобы дождаться, пока пешка f продвинется на 6-ю горизонталь, после чего ладья пойдёт на 1-ю горизонталь и начнёт давать шахи сзади.

12. Ладейные окончания - Сквозная атака

С пешкой, близкой к превращению, и ладьёй перед ней очень распространена следующая идея:

Диаграмма 12

При ходе чёрных здесь есть выигрышный ход 1…Rh1!

Оказывается, что теперь нельзя брать пешку, т.к. после 2.Rxb2, чёрные сыграют 2…Rh2, и выиграют ладью. Вот почему белые должны держать короля на g2 и h2, чтобы сделать ничью в этой позиции.

13. Две связанные проходные пешки на 3-й/6-й горизонтали побеждают ладью

За исключением некоторых очень редких случаев, ладья сама по себе ничего не может сделать, чтобы остановить продвижение двух связанных проходных пешек. Это позволяет реализовать такие тактические идеи, как эта:

Диаграмма 13

Ход чёрных

В этой позиции чёрные могут выиграть пешку после 1…Rxa3! Идея в том, что после 2.bxa3 тут же проигрывает 2…c3 и белые уже не могут остановить пешки.

14. Неправильный угол

В окончаниях с лёгкими фигурами распространённая идея сделать ничью - пожертвовать фигуру за проходную пешку и оставить противнику ладейную пешку и слона не того цвета. Вы можете выиграть этот эндшпиль, только если слон того же цвета, что и угол превращения пешки. Например:

Диаграмма 14

Здесь белые угрожают продвинуть пешку f. Однако, чёрные могут сделать ничью с помощью 1…Bxf7! Несмотря на то, что у белых будет лишний слон, выгнать чёрного короля с поля а8 невозможно. Для этого белым понадобился бы белопольный слон.

15. Конь, который не может остановить ладейную пешку

Если конь атакован ладейной пешкой на 3-й/6-й горизонтали, то он уже не сможет остановить превращение пешки. Это важный шаблон, который может привести к красивой тактике в шахматных окончаниях. Например:

Диаграмма 15

Чёрные ходят и выигрывают.

Здесь чёрные могут добиться победы ходом 1…Bxg2! Дело в том, что на 2.Nxg2 последует 2…gxh3 и пешка превращается.

Примечание: Если вы стремитесь к резкому увеличению шахматного уровня, то необходимо систематически работать над всеми элементами игры:

  • Тактика
  • Позиционная игра
  • Атакующие навыки
  • Техника эндшпиля
  • Анализ классических игр
  • Психологическая подготовка
  • И еще многое другое

На первый взгляд кажется, что предстоит много работы. Но благодаря нашему учебному курсу Ваше обучение пройдёт легко, эффективно и с минимальными затратами времени. Присоединяйтесь к программе обучения «Шахматы. Перезагрузка за 21 День», прямо сейчас!

ШАХМАТНЫЕ БАЗЫ

Сборники шахматных партий, которые нужны каждому шахматисту!

УЗНАТЬ БОЛЬШЕ
НЕТ ПРОГРЕССА В ШАХМАТАХ?

Вам поможет 21-дневный интенсив по шахматам. Гарантия!

Кликните, чтобы узнать подробнее

Полезные статьи


Комментарии (2)

  • Владимир

    Владимир

    • 24 августа 2022 at 13:25
    • #

    Ошибка в примере № 14. Белым нужен не чернопольный слон, а белопольный.

    ответ

    • Александр

      Александр

      • 24 августа 2022 at 14:56
      • #

      Спасибо! Исправил.

      ответ

Оставить комментарий

Вы комментируете как Гость.

© Copyright © 2011- Александр Шека - Все права защищены