Отсталая Пешка: 5 идей, которые нужно знать

Дата публикации: 16 июня 2017
Просмотры: 13102

Одним из важных элементов стратегической борьбы является понимание базовых пешечных структур и идеи, которые можно применить в таких типовых позициях. Ранее мы обсуждали большую часть пешечных образований, которые могут появиться во время игры. Сегодня мы рассмотрим отсталые пешки.

Прежде всего, давайте определимся, что такое отсталая пешка?

Если обратиться к шахматной литературе, то она нам подскажет - это пешка, которую нельзя защитить другой пешкой и нельзя безопасно двинуть.

Иногда отсталая пешка может появиться сразу в дебюте. Одним из наиболее распространённых примеров будет Сицилианская Защита, где после стратегического e7-e5, Черные получают отсталую пешку на d6.

Давайте посмотрим:

Черные охотно создают слабость в своем лагере, чтобы захватить центральные поля. Они будут пытаться минимизировать присутствие слабой пешки, с помощью размещения на центральных полях фигур и сдерживания активности Белых. Конечно, план Белых заключается в том, чтобы попытаться избежать этого и атаковать пешку d6.

Примечание: Чтобы развить позиционное понимание позиции, необходимо самому разыгрывать ходы в партиях GM, и понимать, зачем они сделаны. Только побывав в «шкуре» сильного игрока, Вы сможете понять с какими проблемами он сталкивался в партии и это усилит Ваш шахматный уровень. Данные методы применяются в нашем обучающем курсе.

Вот несколько идей, которые следует помнить в таких позициях:

  • 1. Отсталая пешка — это слабая пешка. Сторона, играющая против такой пешки всегда будет иметь четки план – атаковать эту пешку и затем ее выиграть. Защищающаяся сторона будет в пассивной позиции пытаться защититься;
  • 2. Важно помнить, что прежде, чем атаковать данную пешку, ее необходимо зафиксировать;
  • 3. Обычно такую пешку можно защитить, поэтому, чтобы выиграть партию, гроссмейстеры обычно создают вторую слабость в лагере противника;
  • 4. Попробуйте использовать не только эту слабую пешку, но и поле перед ней. Мощная фигура, размещенная на этом поле создаст определенный дискомфорт у соперника;
  • 5. Если вы играете окончание с такой пешкой, то всегда ищите инициативу, чтобы как-то скомпенсировать ее активной фигурной игрой.

Зная основные идеи при таких пешечных структурах, давайте посмотрим несколько партий гроссмейстеров. Первый пример показывает, как нужно создавать слабости в лагере противника. Пожертвовав пешку, Белые получили несколько преимуществ, которые оказались решающими: слабая отсталая пешка d6, сильное центральное поле d5 для коня и контроль по черным полям.

 
Поделиться...
Оформление...
Повернуть доску
Настройки
MoveNResultEloPlayers
Сделайте ход и смотрите здесь Онлайн-книгу
1.d4 Nf6 2.Nf3 g6 3.g3 c5 4.Bg2 cxd4 5.Nxd4 Bg7 6.c4 Nc6 7.Nc3 Nxd4 8.Qxd4 0-0 9.0-0 d6 10.Qd3 Bf5 11.e4 Be6 12.b3 a6 13.Bb2 Nd7 14.Qd2 Уходит от коня и одновременно освобождает от связки. Nc5 15.f4 Rc8 16.f5 Bd7 17.f6 Прекрасная жертва, дающая Белым инициативу. У Черные осталась слабая пешка d6, которая в конечном счете будет проиграна. exf6 17...Bxf6 18.Rxf6 exf6 19.Nd5 18.Nd5 f5 19.exf5 Bxf5 20.Bxg7 Kxg7 21.Qd4+ Мощный конь на d5 контролирует всю доску, в то время, как ферзь заменяет чернопольного слона. f6 22.g4 Be6 23.Nxf6 Rxf6 24.g5 У Белых решающее преимущество Bf5 25.Rad1 b5 26.cxb5 axb5 27.gxf6+ Qxf6 28.Qxf6+ Kxf6 29.Rxd6+ Ne6 30.Rb6 Rc5 31.Re1 1–0
  • Запустить движок для анализа:
  • Попробуйте максимально увеличить доску:
  • Используйте четыре клавиши курсора, чтобы просмотреть игру. Делайте ходы, чтобы проанализировать себя.
  • Нажмите Ctrl-B, чтобы повернуть доску.
  • Переносите разделительные полосы между оконными панелями.
WhiteEloWBlackEloBResYearECOEventRnd
Smyslov,V-Timman,J-1–01981A39Moscow2

Вторая игра показывает, что нужно делать, после получения стратегического преимущества. Когда соперник находиться в пассивной защите, нужно искать подходящий момент, чтобы создать новые слабости. В нашем случае, вместо того, чтобы сосредоточиться на выигрыше отсталой пешки, Белые решают начать мощную атаку на королевском фланге.

 
Поделиться...
Оформление...
Повернуть доску
Настройки
MoveNResultEloPlayers
Сделайте ход и смотрите здесь Онлайн-книгу
1.d4 d5 2.e3 e6 3.Bd3 Nf6 4.Nf3 c5 5.b3 Nc6 6.Bb2 Bd6 7.Nbd2 0-0 8.0-0 cxd4 9.exd4 Nh5 10.g3 g6 11.Ne5 Bd7 11...Nb4 12.Be2 Ng7 13.Ndf3 12.f4 Ng7 13.a3 Останавливает Nb4. f5 14.Qe2 Белые грозятся уничтожить белопольного слона, который защищает пешку е6. Be8 15.Ndf3 Rc8 16.Kh1 h6 Черные надеются освободить свои фигуры и получить некоторое пространство, открыв королевский фланг 17.Qe3 Be7 18.Rg1 g5 19.g4 gxf4 19...fxg4 20.Nxg4 Rxf4 21.Nxh6+ 20.Qxf4 Bg5 21.Nxg5 Лучше было 21.Qg3 сохраняя контроль над линией g Nxe5 22.Nxe5 fxg4 23.Qxg4 21...hxg5 22.Qg3 f4 Черные могли попробовать 22...Nxe5 23.Qxe5 f4 24.a4 с большим преимуществом из-за слабости е6 и плохого белопольного слона. 23.Qh3 Nxe5 24.Qh7+ Kf7 25.dxe5 Rg8 26.a4 Открывает путь для чернопольного слона. b6 27.Ba3 Rc5 Единственная возможность защититься против угрозы Qg6. 28.Qg6+ Kf8 29.Qf6+ Qxf6 30.exf6 Bc6 31.Bxc5+ bxc5 32.fxg7+ 1–0
  • Запустить движок для анализа:
  • Попробуйте максимально увеличить доску:
  • Используйте четыре клавиши курсора, чтобы просмотреть игру. Делайте ходы, чтобы проанализировать себя.
  • Нажмите Ctrl-B, чтобы повернуть доску.
  • Переносите разделительные полосы между оконными панелями.
WhiteEloWBlackEloBResYearECOEventRnd
Rubinstein,A-Salwe,G-1–01903D05Lodz m3

Последняя игра нашей статьи была сыграна в 2008 год, между гроссмейстерами Виши Анандом и Петром Леко. Этот пример показывает, как нужно играть, когда у вас есть отсталая пешка. Данная структура получилась из Сицилианской Защиты, варианта Свешникова, где Черные рано проводят е5, образуя отсталую пешку на d6.

 
Поделиться...
Оформление...
Повернуть доску
Настройки
MoveNResultEloPlayers
Сделайте ход и смотрите здесь Онлайн-книгу
1.e4 c5 2.Nf3 Nc6 3.d4 cxd4 4.Nxd4 Nf6 5.Nc3 e5 6.Ndb5 d6 Черные специально создают отсталую пешку, чтобы получить контроль над центром. 7.Bg5 a6 8.Na3 b5 9.Bxf6 gxf6 10.Nd5 f5 11.c3 Bg7 12.exf5 Bxf5 13.Nc2 0-0 14.Nce3 Be6 Черные хотят прогнать Белого коня со слабого поля d5 и затем захватить пространство на обоих флангах, с помощь продвижения пешек: a5-b4 на ферзевом и f5 на королевском. Обратите внимание, у коня на d5 нет поддержки. 15.Bd3 f5 16.0-0 Ra7 Самый быстрый маршрут для активации ладьи а8. 17.a4 Ne7 18.Nxe7+ Rxe7 19.axb5 axb5 20.Bxb5 d5 Черные жертвуют пешку, чтобы захватить центральные поля. 21.Ra6 f4 22.Nc2 Белые также могут попробовать 22.Rxe6 Rxe6 23.Qxd5 Qxd5 24.Nxd5 с компенсацией. 22...Bc8 23.Ra8 Qd6 24.Nb4 Bb7 25.Ra7 d4 26.Ba6 Зевок. Теперь у Черных явно лучше. Bxg2 27.Bc4+ 27.Kxg2 f3+ 28.Kh1 Rxa7 27.Rxe7 Qg6 27...Kh8 28.Ra6 28.Rxe7 Qg6 29.Re6 Bf6 28...Qc5 29.Kxg2 f3+ 30.Kh1 Qxc4 31.Rc6 Qb5 32.Rd6 e4 Черные грозят сыграть ...e3 33.Rxd4 Единственный путь остановить мощные центральные пешки Черных. Bxd4 34.Qxd4+ Qe5 35.Qxe5+ Rxe5 Из-за слабого короля, Белые не могут создать контригру. 36.Nc2 Rb8 37.Ne3 Rc5 38.h3 38.Nd1 Rd5 39.h3 Rd2 38...Rxb2 39.c4 Rg5 40.Kh2 Kg8 41.h4 Rg6 42.Kh3 Kf7 43.Nf5 Rc2 44.Ne3 Rd2 45.c5 Ke6 46.c6 Rg8 47.c7 Rc8 48.Kg3 Rxc7 49.Kf4 Rd4 50.Ra1 Rf7+ 51.Kg3 Rd8 52.Ra6+ Ke5 53.Ng4+ Kd5 54.Nf6+ Rxf6 55.Rxf6 Ke5 56.Rh6 Rg8+ 57.Kh3 e3 0–1
  • Запустить движок для анализа:
  • Попробуйте максимально увеличить доску:
  • Используйте четыре клавиши курсора, чтобы просмотреть игру. Делайте ходы, чтобы проанализировать себя.
  • Нажмите Ctrl-B, чтобы повернуть доску.
  • Переносите разделительные полосы между оконными панелями.
WhiteEloWBlackEloBResYearECOEventRnd
Anand,V2786Leko,P27490–12005B33Corus2

Если брать во внимание базовые стратегические принципы, то можно сказать, что у черных хуже, т.к. у них есть слабость. Однако, Черные активно играют на обоих флангах, что компенсирует этот недостаток.

Мы можем сделать вывод, что отсталая пешка обычно является слабостью, но в конечном итоге, все зависит от характера позиции. При анализе позиции, следует иметь в виду не только пешечную структуру, но и активность фигур, которая может сказать решающее слово.

Примечание: Эндшпиль - несомненно очень важная часть шахмат. Если вы хотите улучшить свой шахматный уровень, у вас должен быть четкий план обучения. Если вы стремитесь к резкому увеличению шахматного уровня, то необходимо систематически работать над всеми элементами игры:

  • Тактика
  • Позиционная игра
  • Атакующие навыки
  • Техника эндшпиля
  • Анализ классических игр
  • Психологическая подготовка
  • И еще многое другое

На первый взгляд кажется, что предстоит много работы. Но благодаря нашему учебному курсу Ваше обучение пройдёт легко, эффективно и с минимальными затратами времени. Присоединяйтесь к программе обучения «Шахматы. Перезагрузка за 21 День», прямо сейчас!

НЕТ ПРОГРЕССА В ШАХМАТАХ?

Вам поможет 21-дневный интенсив по шахматам. Гарантия!

Полезные статьи

Нет комментариев


© Copyright 2011-2025 Шахматный клуб XChess.ru. Все права защищены!