Ферзь против фигур

Несбалансированный размен в шахматах
Дата публикации: 29 августа 2023
Просмотры: 2918

В наших шахматных партиях мы часто сталкиваемся с трудными решениями на определённых этапах борьбы. Жертва ферзя может быть одним из них. Мы хотели бы назвать это не просто жертвой, а несбалансированным разменом нашего ферзя на две и более фигур соперника.

Жертва обычно имеет определённый результат, но несбалансированный размен не всегда очевиден - битва будет продолжаться, и ваши фигуры будут пытаться сопротивляться или переиграть мощного ферзя соперника.

В этой статье мы рассмотрим некоторые позиции, в которых одна сторона решает отдать своего ферзя, чтобы перехватить инициативу или просто использовать этот ресурс, чтобы ослабить давления соперника.

Для начала давайте перечислим самые распространённые размены:

  • Ферзь обычно оценивается в 3 лёгкие фигуры, учитывая саму ценность, а не позицию.
  • Ладья и две лёгкие фигуры — это обычно очень много для стороны с фигурами, поскольку ферзь слишком хрупок, чтобы сражаться в одиночку.
  • Ладья и лёгкая фигура в общем-то недостаточная компенсация за ферзя.
  • Ладья и лёгкая фигура + одна или две пешки, хотя это всегда будет зависеть от позиции, должны представлять собой достойную компенсацию. Однако вряд ли они смогут победить ферзя.

Перечисленные выше размены часто встречаются на практике, и их оценка зависит исключительно от позиции на доске. Очень важно помнить, что ключевым моментом является координация между фигурами и пешечной структурой. Если сторона с фигурами имеет хорошую координацию, то есть фигуры защищают друг друга или могут быть размещены на защищённых полях на неопределённое время, то фигуры могут быть, по крайней мере, не хуже ферзя. Если вообще не будет координации, то ферзь будет сильнее, т.к. он сможет создавать угрозы или просто выиграть материал.

Совет: Чтобы понять, как играть миттельшпиль, важно владеть глубоким позиционным пониманием. Чтобы его улучшить, мы предлагаем вам зарегистрироваться в нашем комплексном учебном курсе. Более 1000 шахматистов уже выиграли от нашего обучения. Не ждите, начните выигрывать в шахматы уже сегодня.

Давайте посмотрим на несколько примеров:

Вот теоретический вариант, в котором ферзь не может переиграть ладью и слона + пешку из-за отличной пешечной структуры и координации фигур чёрных.

Диаграмма 1

Ход чёрных

Обратите внимание на позицию на диаграмме выше. Чёрные находятся под определённым давлением. У белых сильный конь на d6, и они атакуют чёрного слона на e5. Что здесь делать? У чёрных есть хороший ресурс, позволяющий свести инициативу белых на нет. Подробности смотрите в игре ниже:

 
Поделиться...
Оформление...
Повернуть доску
Настройки
MoveNResultEloPlayers
Сделайте ход и смотрите здесь Онлайн-книгу
1.c4 c5 2.Nf3 Nf6 3.Nc3 e6 4.g3 b6 Система «ежа» против Английского начала всегда была частью дебютного репертуара Нисипяну. 5.Bg2 Bb7 6.0-0 Be7 7.d4 7.Re1 — важная линия. Белые хотят сыграть e4 и только потом d4, избегая разменов и закрепляя реальное преимущество в пространстве. 7...cxd4 8.Qxd4 d6 9.Bg5 В последнее время этот ход стал главным оружием белых против Ежа. Хотя теоретически это не дает никакого преимущества, оно оставляет черным позицию без каких-либо реальных шансов на победу. 0-0 9...a6 10.Bxf6 Bxf6 11.Qf4 0-0 12.Rfd1 Be7 13.Ne4 Bxe4 14.Qxe4 Ra7 15.Nd4 Это главная дорога, но играть черными довольно скучно. 10.Rfd1 Nc6 11.Qf4 Qb8 12.Nb5 12.Rd2!? может быть одним из способов пропустить главную дорогу, которая технически ведет к ничейной позиции 12.Bxf6 Bxf6 13.Rxd6 13.Qxd6 Qxd6 14.Rxd6 Na5 15.Nd2 Bxg2 16.Kxg2 Rfd8!= 13...Na5 с хорошей контригрой 12...Ne5 13.Bxf6 он начинает вынужденную линию 13.Nxe5 dxe5 14.Qh4 Bxg2 15.Kxg2 a6 хорошо смотрится для черных 13...Bxf6 14.Nxd6 Nxf3+ 15.Bxf3 Bxf3 16.Qxf3 Bxb2 17.Rab1 Be5 18.c5 До этого момента все выглядит отлично для белых. Давление на ферзевом фланге, сильный конь на d6, некоторая инициатива. Однако, как мы увидим, черные могут освободиться очень точной игрой. Qc7 19.Qe4 Qxc5! 19...Bxd6 20.cxd6 Qd7 это предложение компьютера, но у черных есть все шансы проиграть белой пешки на d6. 20.Rbc1 Очевидно, выигрывает фигуру Bxd6 Смысл 21.Rxc5 Bxc5 22.Rd7 Rfd8 23.Qb7 Rxd7 24.Qxd7 a5! белые не могут сломать эту расстановку 25.a4 g6 26.Kg2 e5 27.h4 h5 28.f3 Kf8 Идея состоит в том, чтобы вывести ладью на e6. 29.g4 hxg4 30.fxg4 Re8 31.h5 gxh5 32.gxh5 Re6 33.Qd8+ Kg7 34.Qg5+ Kh7 35.Qf5+ Kg7 36.Qg5+ Kh7 ½–½
  • Запустить движок для анализа:
  • Попробуйте максимально увеличить доску:
  • Используйте четыре клавиши курсора, чтобы просмотреть игру. Делайте ходы, чтобы проанализировать себя.
  • Нажмите Ctrl-B, чтобы повернуть доску.
  • Переносите разделительные полосы между оконными панелями.
WhiteEloWBlackEloBResYearECOEventRnd
Bacrot,E2723Nisipeanu,L2665½–½2013A30ESP-chT CECLUB Honor5.3

В следующем примере мы хотели бы рассказать о прекрасной партии Испанского гроссмейстера Хосе Мануэля Лопеса против легендарного гроссмейстера Даниэля Кампоры из Аргентины.

Диаграмма 2

Ход чёрных

Белые пошли на довольно рискованный вариант, взяв пешку на b7, и рассматривали эту позицию как критический момент игры, когда чёрные могут выиграть ферзя, сыграв Bd7. GM Лопес считал, что против Bd7 белые могут взять а5, а затем и с6, выиграв две фигуры и пешку за ферзя, что, в общем-то, является недостаточной материальной компенсацией. Однако хрупкая пешечная структура чёрных и превосходная координация белых дают им преимущество. Он был прав. Всю игру подробно смотрите здесь:

 
Поделиться...
Оформление...
Повернуть доску
Настройки
MoveNResultEloPlayers
Сделайте ход и смотрите здесь Онлайн-книгу
1.e4 e5 2.Nf3 Nc6 3.Bb5 Nf6 4.0-0 d6 4...Nxe4 это основная линия в настоящее время 5.Re1 белые играют по стандартному плану посредством Re1-c3-d4 5.d4 является более прямым и считается основным ответом белых на ход 4...d6. Bd7 6.Nc3 Be7 7.Re1 exd4 8.Nxd4 0-0 9.Bxc6 bxc6 10.Qf3 5...Bd7 6.c3 Be7 7.d4 0-0 8.d5 Этим продвижением белые сразу определяют тип центра, выигрывая пространство. 8.Ba4!? 8.Nbd2 здесь было бы ошибкой, потому что Nxd4 9.cxd4 Bxb5 10.Qb3 Ba6 8...Nb8 9.Bf1 Имеет смысл избегать обмена фигурами с преимуществом в пространстве. 9.Bxd7 Nbxd7 10.c4 также возможно. 9...a5 10.c4 Na6 11.Nc3 Ne8 12.a3 g6 13.Rb1 f5 14.exf5!? 14.b4 14...Bxf5 15.Ra1!? странный ход, но белые уже лучше благодаря пространству и контролю поля e4. 15.Bh6 с идеей Rc1 может быть лучше 15.Bd3 Bg4 16.Be2 Bf5 17.Bh6 15...Nc5 16.Be3 Ne4 17.Nxe4 Bxe4 18.Nd2 Bf5 19.c5!? Прежде чем черные успеют сыграть b6 и остановить план белых. dxc5 20.Qb3 После этого хода игра становится очень неясной. 20.Nc4 вероятно, было лучше, поскольку черные, например, не могут защитить пешку e5 Bd6 встретили ходом 21.Bh6 Ng7 22.Nxe5 Qh4 23.Qd2± 20...a4 21.Qxb7 Nd6 22.Qc6 Ra5 Белый ферзь в ловушке. Это, конечно, было замечено в момент взятия белых на b7, и у них была идея. 23.Nc4 Bd7? Заманчивая ошибка, которая выигрывает ферзя, но недостаточна для получения преимущества. У черных было лучшее продолжение ходом 23...Nxc4. 23...Nxc4! 24.Bxc4 Bd6 фигурам белых не хватает координации, а ферзь все еще в беде 24.Nxa5 Вынужденно, но хорошо Bxc6 25.Nxc6 Qd7 26.Nxe7+ 26.Bxc5 сохранение сильного коня на с6 имеет смысл, однако после Bf6 27.Nxe5 Qf5 черные могут получить контригру 26...Qxe7 27.Bxc5 Qf6 28.Rac1 Rf7 29.Rc2 h5 Этот ход может оказаться серьезной ошибкой. Позиция черного короля становится перманентно слабой, и взамен ничего не достигается. Однако очень сложно предложить что-то лучшее. 29...e4 мог бы быть вариант, но у белых сильнее 30.Rd2 с той же идеей, что и в игре: g3, Bg2 и в конечном итоге взятие на d6 и e4. 30.g3 Kh7 31.Rce2 e4 32.Bg2 Re7 33.h4! Фиксация королевского фланга. Re8 34.Bxd6 cxd6 35.Rxe4± Rxe4 36.Rxe4 Qxb2 37.Rxa4 Qc1+ 38.Kh2 Qb2 39.Ra7+ Kg8 40.f4! Kf8 41.a4 Qb6 42.Rd7 Qa6 43.a5 Ke8 44.Rg7 Qxa5 45.Rxg6+- черные безнадежны Qa3 46.Rh6 Kf7 47.Rxh5 Kf6 48.Rg5 Qd3 49.h5 Qh7 50.Rg6+ Kf5 51.Bf3 Qc7 52.Kh3 Qc1 53.Rg5+ Kf6 54.Kg4 Kf7 55.Rg6 Qc5 56.Re6 1–0
  • Запустить движок для анализа:
  • Попробуйте максимально увеличить доску:
  • Используйте четыре клавиши курсора, чтобы просмотреть игру. Делайте ходы, чтобы проанализировать себя.
  • Нажмите Ctrl-B, чтобы повернуть доску.
  • Переносите разделительные полосы между оконными панелями.
WhiteEloWBlackEloBResYearECOEventRnd
Lopez Martinez,J2550Campora,D25351–02008C66Seville op 33rd5

Бывший чемпион мира Виши Ананд всемирно известен своими навыками строить удивительные крепости. Во многих партиях он из ниоткуда создавал непробиваемую позицию, лишая соперника победы, несмотря на его материальное преимущество. В следующем примере мы видим, как Ананд жертвует ферзя против Топалова, чтобы комфортно уравнять:

Диаграмма 3

Ход чёрных

Это была критическая линия в открытом варианте Испанской партии, пока Индийский гений не придумал сильную новинку. Ананд пожертвовал ферзя ходом 18…Rxa1! и построил крепость с конём-монстром на e6. Опять же, мы видим здесь важность координации фигур и пешечной структуры. Перед белыми стоит очень трудная задача выиграть эту позицию, если это вообще возможно. Смотрим подробнее:

 
Поделиться...
Оформление...
Повернуть доску
Настройки
MoveNResultEloPlayers
Сделайте ход и смотрите здесь Онлайн-книгу
1.e4 e5 2.Nf3 Nc6 3.Bb5 a6 4.Ba4 Nf6 5.0-0 Nxe4 Открытый вариант Испанской партии всегда приводит к интересной игре для обеих сторон. 6.d4 b5 7.Bb3 d5 8.dxe5 Be6 9.Nbd2 Nc5 10.c3 d4 11.Bxe6 11.Ng5 приводит к диким осложнениям 11...Nxe6 12.cxd4 Ncxd4 13.a4 Bc5 14.Ne4 0-0!? 14...Bb6 15.Nfg5 дает белым некоторую инициативу, например Qd7 16.axb5 Qxb5 17.Qh5 Nxg5 18.Bxg5 Qe2 19.Qh4 Nf5 20.Qf4 Nd4 21.Qh4 Nf5 22.Qf4 Nd4 23.Rfe1 Qh5 и теперь очень красивый финал 24.Nd6+! cxd6 25.exd6+ Ne2+ 26.Rxe2+ Qxe2 27.d7+ Kxd7 28.Qxf7+ Kc6 29.Rc1+ Bc5 30.Be3 Kb5 31.Qb7+ 1-0 (31) Sutovsky,E (2642)-Mikhalevski,V (2632) Israel 2008 15.Nxc5 Nxf3+ 16.Qxf3 Nxc5 17.axb5 axb5 Видимо, этот вариант имел плохую репутацию из-за следующего хода белых. 18.Bg5! Rxa1! Суть идеи Ананда 18...Qc8 19.Be7 победа 18...Qe8 19.Rxa8 Qxa8 20.Be7 победа 19.Bxd8 Rxf1+ 20.Kxf1 Rxd8 21.g3 У белых есть материальный перевес, но выиграть эту позицию очень сложно, если вообще возможно. Возможно, лучший план — это пешечный штурм на королевском фланге, но это не только сложно, но и рискованно. 21.Qc6 Ne6 22.Qxb5?? Rd1+ 23.Ke2 Nd4+-+ 21...Ne6 22.Qb7 g6 23.Qxb5 c5! 24.h4 h5 25.b4 cxb4 26.Qxb4 Kg7 белые не могут добиться никакого прогресса 27.Kg2 Kg8 28.Qc3 Ra8 29.Qf3 Rb8 30.Qe3 следующим ходом будет 30...Kg7 ½–½
  • Запустить движок для анализа:
  • Попробуйте максимально увеличить доску:
  • Используйте четыре клавиши курсора, чтобы просмотреть игру. Делайте ходы, чтобы проанализировать себя.
  • Нажмите Ctrl-B, чтобы повернуть доску.
  • Переносите разделительные полосы между оконными панелями.
WhiteEloWBlackEloBResYearECOEventRnd
Topalov,V2700Anand,V2725½–½1996C80Dos Hermanas7

Примечание: Если вы стремитесь к резкому увеличению шахматного уровня, то необходимо систематически работать над всеми элементами игры:

  • Тактика
  • Позиционная игра
  • Атакующие навыки
  • Техника эндшпиля
  • Анализ классических игр
  • Психологическая подготовка
  • И еще многое другое

На первый взгляд кажется, что предстоит много работы. Но благодаря нашему учебному курсу Ваше обучение пройдёт легко, эффективно и с минимальными затратами времени. Присоединяйтесь к программе обучения «Шахматы. Перезагрузка за 21 День», прямо сейчас!

НЕТ ПРОГРЕССА В ШАХМАТАХ?

Вам поможет 21-дневный интенсив по шахматам. Гарантия!

Полезные статьи

Нет комментариев


© Copyright 2011-2025 Шахматный клуб XChess.ru. Все права защищены!