Почему шахматы полезны для развития мозга?

Дата публикации: 17 ноября 2021
Просмотры: 2701

Шахматы - это искусство? Наука? Некоторые утверждают, что и то и другое. Но давайте будем честными, это действительно просто игра.

Весело, интересно, творчески: но всё ещё игра, мало чем отличающаяся от тенниса, крикета, футбола или гольфа.

Но есть одно поразительное отличие от этих других популярных игр. Хотя обучение практически любой игре может помочь повысить самооценку и уверенность в себе, шахматы - одни из немногих, которые ещё и тренируют наш мозг.

Многие из нас, вероятно, могли бы использовать это упражнение, хотя для некоторых это может быть немного поздно. (По крайней мере, для тех из нас, кто достаточно взрослый, чтобы читать подобную статью по собственному желанию!)

Однако для наших детей ещё не поздно.

Шахматы - один из самых мощных образовательных инструментов, способных укрепить детский мозг. Научиться играть довольно легко. Большинство детей шести или семи лет могут следовать основным правилам.

Некоторые дети в возрасте от четырёх до пяти лет могут играть. Как и изучение языка или музыки, раннее начало может помочь ребёнку стать более опытным.

Однако независимо от возраста ребёнка шахматы могут улучшить концентрацию, терпение и настойчивость, а также развить творческие способности, интуицию, память и что наиболее важно, способность анализировать и делать выводы из набора общих принципов, научиться принимать трудные решения и гибко решать проблемы.

5 причин, по которым шахматы полезны для мозга:

  • Шахматы улучшают концентрацию
  • Шахматы развивают терпение и усидчивость
  • Шахматы развивают ваши аналитические способности и навыки решения проблем
  • Шахматы повышают ваш IQ
  • Шахматы помогают синтезировать информацию в глобализирующемся мире.

Это, несомненно, грандиозное утверждение. В этой статье излагаются некоторые аргументы и образовательные исследования, чтобы обосновать, почему шахматы полезны для развития мозга:

1. Концентрация, терпение и настойчивость

Чтобы хорошо играть в шахматы, нужна большая концентрация. Некоторые из лучших игроков мира, несомненно, могут выглядеть рассеянными, иногда вскакивают между ходами, чтобы пройтись.

Однако более пристальный взгляд показывает, что большинство этих игроков на самом деле глубоко сосредоточены, полагаясь на сильную визуальную память для планирования и расчёта, даже когда они находятся вдали от игры.

Молодых, неопытных игроков шахматы учат вознаграждению за концентрацию, а также предусматривают немедленное наказание за промахи. Немногие обучающие инструменты обеспечивают такую быструю обратную связь. Один промах в концентрации может привести к простой ошибке, возможно, даже к окончанию игры.

Только целеустремлённый, терпеливый и настойчивый молодой шахматист сможет поддерживать стабильные результаты — качества, которые одинаково важны для хорошей успеваемости в школе, особенно на школьных экзаменах.

2. Анализ, логика и решение проблем

Хорошая игра в шахматы предполагает сочетание разных способностей. Исследование, проведённое доктором Альбертом Франком (1974) в Заире в 1973-74 годах, показало, что хорошие шахматисты-подростки (16-18 лет) обладают сильными пространственными, числовыми, административно-направленными способностями и способностями к работе с документами.

Доктор Роберт Фергюсон (1995, стр. 2) отмечает, что «это открытие показывает, что шахматные способности не связаны с наличием у человека только одной или двух способностей, но что большое количество способностей работают вместе в шахматах.»

Что ещё более важно, исследование Фрэнка показало, что изучение шахмат, даже в подростковом возрасте, укрепило как числовые, так и вербальные способности. Это произошло с большинством студентов (не только сильных игроков), которые в течение одного учебного года занимались шахматами по два часа в неделю.

Другие исследования добавили, что игра в шахматы может укрепить память ребёнка (Артиз). Исследование, проведённое в 1990–1992 годах в Нью-Брансуике, Канада, также показывает ценность шахмат для развития навыков решения проблем у маленьких детей (Gaudreau, 1992).

Включив шахматы в традиционную учебную программу по математике, учителя смогли значительно поднять средние оценки своих учеников.

Эти студенты также получили гораздо более высокие баллы по тестам при решении задач, чем те, кто только что прошёл стандартный курс математики.

Шахматы в начальной школе в Нью-Брансуике стали популярными. В 1989 году 120 школьников участвовали в первенстве провинциальных школ по шахматам. Три года спустя сыграло более 19 000 игроков (Ferguson 1995, стр. 11).

Было также показано, что шахматы способствуют развитию критического и творческого мышления. В четырёхлетнем исследовании доктора Фергюсона (1979–1983 гг.) Было проанализировано влияние шахмат на мышление учащихся школьного округа Брэдфорд в США (7–9 классы).

Эти студенты уже были признаны одарёнными, с показателем коэффициента интеллекта (IQ) выше 130. Используя два теста (Watson-Glaser Critical Thinking Appraisal и Torrance Tests of Creative Thinking), Фергюсон (1995, стр. 4-6) обнаружил, что после 60-64 часов игры и изучения шахмат в течение 32 недель студенты показали значительный прогресс в критическом мышлении.

Далее он обнаружил, что шахматы усиливают «творчество у одарённых подростков». Он пришёл к выводу, что «похоже шахматы превосходят многие используемые в настоящее время программы для развития творческого мышления и, следовательно, могут быть логически включены в дифференцированную программу для умственно одаренных учеников».

Однако игра в шахматы полезна не только для развития навыков одарённых детей. Учащиеся со средним и даже ниже среднего балла также могут извлечь выгоду. Учитель шахмат Майкл Войчио (1990) отмечает, что «даже если медленный ученик не усвоит все стратегии и шахматную тактику, он/она всё равно может извлечь пользу, изучая язык, концепции и мелкую моторику».

Во время программы, проводимой доктором Фергюсоном с сентября 1987 года по май 1988 года, все ученики стандартного шестого класса в сельской Пенсильвании должны были брать уроки шахмат и играть партии. В этом классе было 9 мальчиков и 5 девочек. В начале этого исследования студенты прошли тесты на IQ, получив средний IQ 104,6.

Затем студенты изучали шахматы два или три раза в неделю, играя большую часть дней. Их также поощряли к участию в турнирах. После этого интенсивного обучения шахматам группе из семи мальчиков удалось финишировать вторыми на школьном чемпионате штата Пенсильвания в 1998 году. Примечательно, что по завершении исследования тесты показали значительное улучшение как памяти, так и навыков вербального мышления, особенно среди более конкурентоспособных шахматистов (Ferguson 1995, стр. 8-9).

3. Шахматы и IQ

Также было показано, что систематическое изучение шахмат повышает показатели IQ учащихся, результаты академических экзаменов (Dullea 1982; Palm 1990; Ferguson 2000, стр. 3), а также укрепляет математические, языковые навыки и навыки чтения (Margulies 1991; Liptrap 1998; Ferguson 2000, стр. 3-4).

Проведённое в Венесуэле исследование с участием более 4000 второклассников с помощью Шкалы интеллекта Векслера для детей показало, что у большинства учащихся IQ значительно повысился после всего лишь 4,5 месяцев систематического изучения шахмат.

Это произошло во всех социально-экономических группах, как среди мужчин, так и среди женщин. Правительство Венесуэлы было настолько впечатлено, что все Венесуэльские школы ввели уроки шахмат, начиная с 1988-89 гг. (Резюмируется в Ferguson 1995, стр. 8).

4. Решение проблем и синтез информации в глобализирующемся мире

Интернет, электронная почта и компьютеры быстро меняют навыки, необходимые для успешной учёбы и работы. По мере ускорения глобализации информация поступает всё быстрее и быстрее.

Информация, на отслеживание которой несколько лет назад уходили месяцы, теперь может появиться в Интернете за считанные минуты.

Благодаря такому лёгкому доступу и огромным объёмам возможность эффективного выбора среди большого количества вариантов становится ещё более важной.

В этом мире учащиеся должны все больше уметь реагировать быстро, гибко и критически. Они должны уметь преодолевать и синтезировать огромное количество информации, а не просто запоминать её фрагменты. Они должны научиться распознавать, что важно, а что нет.

Им также необходимо приобрести навыки, чтобы иметь возможность быстро изучать новые технологии, а также решать непрерывный поток проблем с помощью этих новых технологий.

Именно здесь шахматы как инструмент развития ума наших детей оказываются особенно мощными. По самой своей природе шахматы представляют собой постоянно меняющийся набор проблем.

За исключением самого начала игры - где можно запомнить самые сильные линии - каждый ход создаёт новую позицию. Для каждого из них игрок пытается найти «лучший» ход, рассчитывая заранее, оценивая эти будущие возможности, используя набор теоретических принципов.

Важно отметить, что может существовать более одного «лучшего» хода, так же как в реальном мире может существовать более одного наилучшего варианта. Игроки должны научиться принимать решения, даже если ответ неоднозначен или сложен.

Эти мыслительные навыки становятся все более ценными для учеников начальной и средней школы, постоянно сталкивающихся с новыми повседневными проблемами. Если эти студенты пойдут в университет, будет особенно важно понять, как применять общие принципы для критической оценки новых ситуаций, а не полагаться на усвоение большого количества «ответов».

Слишком часто студенты университетов не обладают этими навыками. В результате они завалены информацией и тщетно пытаются запомнить правильный ответ, а не различные лучшие варианты.

Заключение | Шахматы и развитие мозга

Таким образом, есть веские основания использовать шахматы для развития мозга наших детей и помочь им справиться с растущими сложностями и требованиями глобализирующегося мира.

Всё больше и больше школ по всему миру признают ценность шахмат, и теперь обучение становится частью стандартных учебных программ.

Конечно, это просто игра. Тем не менее, она очаровала и бросила вызов некоторым из величайших умов прошлого века, породив достаточно книг о том, как играть, чтобы заполнить целую библиотеку.

Шахматы - особенно эффективный инструмент обучения. Они в равной степени могут бросить вызов уму девочек и мальчиков, одарённых и средних, спортивных и не спортивных, богатых и бедных. Они могут научить детей важности планирования и последствиям решений. Кроме того, они могут научить, как концентрироваться, как изящно побеждать и проигрывать, как мыслить логически и как эффективно принимать сложные и абстрактные решения (Сеймур и Норвуд, 1993).

На более продвинутых уровнях шахматы могут научить гибкому планированию, поскольку для хорошей игры требуется согласованный план. Шахматы также могут укрепить уверенность и чувство собственного достоинства, не преувеличивая эго, поскольку некоторые потери неизбежны даже для чемпионов мира.

Совершенствование Через Турниры

Шахматы потенциально могут помочь научить неуспевающих одарённых детей учиться, возможно, даже оставив у них страсть к учёбе. Кроме того, шахматные турниры могут предоставить одарённому ребёнку естественную среду для взаимодействия с другими детьми всех возрастов, поскольку многие турниры делятся не по возрасту, а по способностям (в отличие от большинства школьных мероприятий и многих других видов спорта).

Часто можно увидеть, как шестилетний ребёнок играет против двенадцатилетнего или десятилетний играет против семнадцатилетнего. Молодые игроки также могут замечательно выступать во взрослых шахматных турнирах.

Шахматные турниры, в которых используются часы, чтобы ограничить общее время для каждого игрока, также являются интересным способом обучения быстрому и точному принятию решений под давлением - навыку, который может помочь учащимся справиться с аналогичным давлением школьных экзаменов.

Это также интересный способ попрактиковаться в том, как задействовать мозг, когда интенсивная концентрация повышает бдительность, эффективность мыслительных процессов и, в конечном итоге, умственную работоспособность.

Возможно, главное в шахматах - это увлекательный способ научить детей думать и решать постоянно меняющийся и разнообразный набор сложных проблем.

С миллионами возможностей в каждой игре игрокам постоянно приходится сталкиваться с новыми позициями и новыми проблемами.

Они не могут решить их, используя простую формулу или полагаясь на заученные ответы. Вместо этого они должны анализировать и рассчитывать, полагаясь на общие принципы и шаблоны, а также на дозу творчества и оригинальности — навык, который всё больше отражает то, с чем учащиеся должны сталкиваться в своей повседневной школьной работе.

В июне 1999 г. Международный олимпийский комитет официально признал шахматы видом спорта. Это долгожданная новость для шести миллионов зарегистрированных шахматистов в мире, а также для бесчисленного множества незарегистрированных игроков.

Надеюсь, что с таким признанием ещё больше наших детей обратятся к шахматам, стремясь к спортивным мечтам, которые сделают их умнее и, в итоге, смогут лучше справляться с реальным миром бесконечных проблем.

НЕТ ПРОГРЕССА В ШАХМАТАХ?

Вам поможет 21-дневный интенсив по шахматам. Гарантия!

Полезные статьи

Нет комментариев