Сегодня мы проанализируем эти элементы на примерах партий ведущих гроссмейстеров, в которых они прибегали к размену.
Рассмотрим пример: у вашего противника на доске два слона, а у вас – слон и конь (также у каждого из вас есть и другие фигуры, например, ферзь, ладьи). Вам следует ответить на вопрос - какая позиция будет лучше после размена одного из слонов соперника? Допустим, если разменять коня на слона, будет ли ваша оставшаяся легкая фигура (в данном случае, слон) сильнее второго слона противника или, как минимум, равной ему?
Если же решите разменять слонов, то размышляйте аналогично: станет ли в результате размена ваш конь сильнее слона вашего соперника или, как минимум, равным ему? И да, помните: зачастую конь предпочтительнее, если он расположен в центре доски, защищен пешкой и стоит на поле другого цвета, чем то, на котором находится вражеский слон.
Вот достаточно свежий пример:
Взглянув на диаграмму выше, мы видим: фигуры белых расположены несколько лучше за счет сильного коня в центре позиции, хорошо организованного взаимодействия и слабой пешки чёрных на поле d5. В целом, у белых позиционное преимущество. Чёрным следует думать о том, как решительно переломить ход игры. Мне нравится решение Ван Вели: 15…Сxd4!? 16.Сxd4 Сf5! Позиция белых по-прежнему чуть лучше, но чёрные угрожают ходом Сe4, избавляясь, таким образом, от пары слонов противника и получая сильного коня на c6. Чёрные продолжили наращивать давление и завершили игру изящной победой. Подробнее см. здесь.
Примечание: Чтобы развить позиционное понимание позиции, необходимо самому разыгрывать ходы в партиях GM, и понимать, зачем они сделаны. Только побывав в «шкуре» сильного игрока, Вы сможете понять с какими проблемами он сталкивался в партии и это усилит Ваш шахматный уровень. Данные методы применяются в нашем обучающем курсе.
Снова обратите внимание на лёгкие фигуры, оставшиеся на доске.
Даже если на доске есть другие фигуры, постарайтесь выбрать из возможных продолжений такое, в котором ваши лёгкие фигуры будут сильнее фигур противника. На практике это довольно сложная задача, поскольку при определенных расположениях фигур слон и конь представляются «практически равноценными». Вместе с тем, часто бывает так, что у слона нет видимых целей для атаки, и обладающая им сторона вынуждена отдать инициативу в надежде в дальнейшем разменять его на коня (чему, разумеется, будет препятствовать противник, так что не стоит на это рассчитывать).
Позиции, в которых конь стоит на поле другого цвета, чем том, на котором располагается вражеский слон, часто бывают предпочтительными. С другой стороны, при наличии проходных пешек преимущество имеет слон. Рассмотрим две диаграммы ниже.
Чёрные могут выбрать простой ход: 18…Лxa5. Вместо этого они решают упростить игру, взяв на c3. В результате чёрные получают позицию, в которой, помимо равной игры, они могут атаковать пешки белых и обеспечивают практически неограниченную свободу действий своему коню. Белым очень сложно вырваться из этого статичного положения. На практике, защищаться в таких ситуациях весьма тяжело. Ниже показано, как белые могли предотвратить эту угрозу, а затем – как чёрные реализовали достигнутое преимущество и довели партию до победы.
На другой диаграмме у белых позиционное преимущество за счет давления на ферзевом фланге и лучшего взаимодействия фигур.
Свидлер решил использовать его и пошел 21.Кd5! Обратите внимание: после форсированного продолжения 21…Сxd5 cxd5 у чёрных нет возможности блокировать пешку d5. Если бы, например, они могли сыграть ферзем на d6, позиция стала бы приемлемой, а белый слон лишился бы преимущества над конём. Всё, однако, случилось не так. Следующим ходом белые ставят пешку d5 на d6 и закрепляют свой явный перевес. Как развивались события дальше, смотрите здесь:
Размен фигур может изменить пешечную структуру на доске. И это достаточно распространенный способ повлиять на характер позиции в сторону её открытости или закрытости. Сделать это можно в любой момент. Обратите особое внимание на пешечную структуру, возникающую на доске после разменов: как правило, характер позиции определяет именно она. В следующей партии мы видим типичный вариант Найдорфа сицилианской защиты, в котором белые форсируют изменение пешечной структуры, получая пешечное большинство на ферзевом фланге.
Ходом 11.Кd5 белые ищут возможность изменения пешечной структуры для того, чтобы сгруппировать пешки на ферзевом фланге. В дальнейшем это определяет ход всей партии, вынуждая чёрных искать контригру на королевском фланге и в центре, в то время как белые продолжают продвигать вперёд пешки ферзевого фланга: b4-c5 и т.д. Продолжение партии см. здесь.
Примечание: Если вы стремитесь к резкому увеличению шахматного уровня, то необходимо систематически работать над всеми элементами игры:
На первый взгляд кажется, что предстоит много работы. Но благодаря нашему учебному курсу Ваше обучение пройдёт легко, эффективно и с минимальными затратами времени. Присоединяйтесь к программе обучения «Шахматы. Перезагрузка за 21 День», прямо сейчас!