Сдвоенные пешки: слабые и сильные стороны. Часть 1

Дата публикации: 28 августа 2018
Просмотры: 10237

Очень часто после размена фигур, пешечная структура меняется и на доске появляются сдвоенные пешки. В результате страдает подвижность самой пешки и других фигур. Это могут быть изолированные сдвоенные пешки, когда ни одна из пешек не может быть защищена другой пешкой, или сдвоенные пешки защищены другими пешками, что создает форпост.

Сдвоенные пешки: слабые и сильные стороны. Часть 1

В любом случае, они могут стать пешечной слабостью вашей позиции и возможной мишенью. В то же время, они могут активизировать ваши фигуры, например создать открытую вертикаль для ладьи. Поэтому одинаково важно знать как атаковать подобные слабости и как использовать сдвоенные пешки.

Мы попытаемся помочь вам понять данный тип позиций, рассказав некоторую теорию. Также мы рассмотрим несколько примеров правильной игры.

Примечание: Чтобы развить позиционное понимание позиции, необходимо самому разыгрывать ходы в партиях GM, и понимать, зачем они сделаны. Только побывав в «шкуре» сильного игрока, Вы сможете понять с какими проблемами он сталкивался в партии и это усилит Ваш шахматный уровень. Данные методы применяются в нашем обучающем курсе.

Итак, приступим. Давайте ответим на вопрос - почему пешечная структура со сдвоенными пешками становится слабой:

  • Сдвоенные пешки могут стать целью в эндшпиле. Без поддержки фигур, их можно легко атаковать и уничтожить.
  • Пешечная мобильность ограничена, а это означает, что стороне, имеющей сдвоенные пешки очень трудно создать проходную пешку. Поэтому многие шахматисты считают, что у них лишняя пешка, когда играют против пешечной структуры со сдвоенными пешками.
  • Сдвоенные пешки создают слабые поля. Первое такое поле, на которое стоит обратить внимание – это поле, находящееся перед пешками. Конечно, в некоторых случаях этот процесс можно контролировать, например не создавать изолированные сдвоенные пешки.

Принимая во внимание описанные выше идеи, давайте рассмотрим некоторые примеры того, как играть против сдвоенных пешек.

Первая партия показывает весьма поучительную игру Дреева против сдвоенных пешек в центре поля. Он использует основную идею игры против такой структуры: сдвоенные пешки становятся слабыми в эндшпиле. Ограничивая активность черных и нейтрализуя любую контратаку, он заставляет своего противника ухудшить свое положение в эндшпиле. Затем он начинает продвигать свое пешечное большинство на ферзевом фланге, создавая еще большую слабость в лагере черных.

Игра черных постепенно становится пассивной. Только после того, как Белые размещают свои фигуры на идеальные поля, они наносят последний удар, открывая королевский фланг. Этот пример является яркой иллюстрацией того, почему игра против сдвоенных пешек иногда может дать возможность выиграть дополнительную пешку.

 
Поделиться...
Оформление...
Повернуть доску
Настройки
MoveNResultEloPlayers
Сделайте ход и смотрите здесь Онлайн-книгу
18.Bxe5 Белые решают отказаться от преимущества двух слонов, чтобы создать у черных сдвоенные пешки dxe5 Давайте оценим текущую позицию. У Белых пешечное большинство на ферзевом фланге и лучшая пешечная структура. С другой стороны, белопольный слон заблокирован собственными пешками, поле d4 слабое, а пешки на ферзевом фланге не так легко пустить вперед, когда на этом же фланге находится король. Чтобы конвертировать свое позиционное преимущество, Белые должны играть очень осторожно и пресекать любую контригру Черных. 19.Be2 Для начала, Белые очищают линию d. Их план заключается в том, чтобы разменять как можно больше фигур по этой вертикали и получить эндшпиль с преимуществом. Bc6 Попытка перегруппировать свои фигуры. Ферзю на b8 не место, т.к. в результате ладья пассивна. 20.Rxd8+ Qxd8 21.Rd1 Qe7 22.Qd2 Белые получают еще одно преимущество: контроль над единственной открытой вертикалью. Rc8 23.b4 После размена активной черной ладьи, пресечены любые попытки атаковать короля. Теперь Белые могут начать двигать свое пешечное большинство на ферзевом фланге. Kf8 24.Kb2 Be8 25.Qd6 Придерживаясь своего плана. Qxd6 26.Rxd6 Ke7 27.Rd2 Держим черного короля подальше от ферзевого фланга g5 Черные пытаются создать некоторую контригру на королевском фланге. 28.Kb3 h5 29.c5 После активизации короля, Белые жертвую свою пешку с4, чтобы ославить пешечную структуру Черных и освободить дорогу для своего короля. bxc5 30.b5 Rb8 31.Kc4 Вынуждает коня к пассивности. Nd7 32.Rd1 Теперь, когда Черные фигуры вынуждены защищать слабости на королевском фланге, Белые начинают игру на королевском фланге. Планируя h4 с последующим Rh1. h4 33.Bf1 f6 34.Be2 Rb7 35.g3 Открывает королевский фланг. hxg3 36.hxg3 Rb8 37.g4 Белые играют g4, чтобы пресечь любую контригру, которую могут придумать Черные. Rb7 38.Rh1 Kd6 39.Rh8 Rb8 40.Rh7 Kc7 41.a4 Kb6 42.Re7 Ka5 Черным нельзя защитить пешку: 42...Nf8 43.a5+ Kxa5 44.Rxa7+ Kb6 45.Ra6+ Kc7 46.Kxc5 и проходная пешка решает игру. 43.Kb3 Освобождение поля с4 для слона. a6 44.Bc4 Nb6 45.Ra7 Ra8 46.Rxa8 Nxa8 47.bxa6 Bd7 48.a7 Nb6 48...Kb6 49.Bb5 Bc8 49...Bxb5 50.Nxb5 50.Kc4 49.Bb5 Bxb5 49...Bc8 50.Bc6 50.Nxb5 Ka6 51.a5 Белые выигрывают, посредством 51.a5 Na8 51...Kxa5 52.Nc7 52.Kc4 Kxa5 53.Kxc5 Ka6 54.Kc6 Nb6 55.a8Q+ Nxa8 56.Nc7+ Nxc7 57.Kxc7 1–0
  • Запустить движок для анализа:
  • Попробуйте максимально увеличить доску:
  • Используйте четыре клавиши курсора, чтобы просмотреть игру. Делайте ходы, чтобы проанализировать себя.
  • Нажмите Ctrl-B, чтобы повернуть доску.
  • Переносите разделительные полосы между оконными панелями.
WhiteEloWBlackEloBResYearECOEventRnd
Dreev,A-Hansen,C-1–02003E12North Sea Cup, Esbjerg

Вторая игра – пример другого плана, который используется против сдвоенных пешек, а именно использования слабых полей, образовавшихся вокруг них. Черные вынуждены отгонять фигуры белых с этих полей, что только создает дополнительные слабости.

После этого Белые образуют вторую слабость на другом фланге. В результате чего Черные не могут все защитить и проигрывают.

 
Поделиться...
Оформление...
Повернуть доску
Настройки
MoveNResultEloPlayers
Сделайте ход и смотрите здесь Онлайн-книгу
1.e4 e5 2.Nf3 Nc6 3.d4 exd4 4.Nxd4 Bc5 5.Nxc6 Qf6 6.Qd2 dxc6 7.Nc3 Ne7 8.Qf4 Белые в самом начале форсированно разменивают ферзей. Be6 9.Qxf6 gxf6 10.Na4 Белые получили преимущество, создав слабые сдвоенные пешки. Теперь их цель поле с5. Bb4+ 11.Bd2 Bxd2+ 12.Kxd2 f5 13.Re1 0-0-0+ 14.Kc1 fxe4 15.Nc5 Bf5 16.Nxe4 Nd5 17.Bd3 Bg6 18.Nc5 Теперь коня можно прогнать ценой другой слабости. b6 Ослабла пешка с6 и Белые меняют свой план. 19.Bxg6 hxg6 20.Nd3 Rh7 21.Ne5 Rd6 22.g3 Готовясь создать центральный форпост для коня. c5 23.f4 Rg7 24.Nf3 Белые открывают линию для своих ладей, чтобы атаковать слабости на королевском фланге. f6 25.Re4 Nb4 26.a3 Nc6 27.Rhe1 Kd7 28.c3 Ne7 29.Kc2 Rh7 30.R1e2 a6 31.Nd2 Перенаправляя коня на поле с4. Nc6 32.Nc4 Rd5 33.Ne3 Rd6 34.Nc4 Rd5 35.Ne3 Rd6 36.f5 Перед тем, как начать атаку на королевском фланге, Белые фиксируют слабость f6. g5 36...gxf5 37.Nxf5 Rd5 38.Ne3 Rd6 39.Nc4 Rd5 40.Rf4 и пешку не так легко защитить. 37.Ng4 Rf7 38.Re6 Nd8 39.Re8 Rd5 40.Rg8 Nc6 40...Rxf5 41.Rd2+ 41.Rg7 Тактический удар, который заканчивает игру, т.к. пешка на f6 теряется, а проходную пешку f не остановить. 1–0
  • Запустить движок для анализа:
  • Попробуйте максимально увеличить доску:
  • Используйте четыре клавиши курсора, чтобы просмотреть игру. Делайте ходы, чтобы проанализировать себя.
  • Нажмите Ctrl-B, чтобы повернуть доску.
  • Переносите разделительные полосы между оконными панелями.
WhiteEloWBlackEloBResYearECOEventRnd
Palac,M-Malaniuk,V-1–01997C45WchT 4th

Изучив данные примеры, мы можем обрисовать основные планы, используемые при игре против сдвоенных пешек.

Первый и наиболее часто используемый план – свести игру к окончанию, где легче всего атаковать и выигрывать данные пешки. Также очень важно, использовать пешечное большинство, чтобы создать проходную пешку.

Другой часто используемый план – маневрирование вокруг слабых полей, созданных сдвоенными пешками и захват свободного пространства.

Эти идеи, вместе с постоянным улучшением позиции и поиском целей для атаки помогут вам найти правильный план при игре против таких пешечных структур.

Примечание: Если вы стремитесь к резкому увеличению шахматного уровня, то необходимо систематически работать над всеми элементами игры:

  • Тактика
  • Позиционная игра
  • Атакующие навыки
  • Техника эндшпиля
  • Анализ классических игр
  • Психологическая подготовка
  • И еще многое другое

На первый взгляд кажется, что предстоит много работы. Но благодаря нашему учебному курсу Ваше обучение пройдёт легко, эффективно и с минимальными затратами времени. Присоединяйтесь к программе обучения «Шахматы. Перезагрузка за 21 День», прямо сейчас!

НЕТ ПРОГРЕССА В ШАХМАТАХ?

Вам поможет 21-дневный интенсив по шахматам. Гарантия!

Полезные статьи

Нет комментариев


© Copyright 2011-2025 Шахматный клуб XChess.ru. Все права защищены!