Поскольку фигуры более сильны в центре, естественно, что вам захочется взять центр под свой контроль. Но как этого достичь?
Классический центр состоит из пешек, поддержанных фигурами. Вильгельм Стейниц и Зигберт Тарраш были крупнейшими адептами подобного подхода к контролю за центром, который был в моде в конце XIX – начале XX века.
У белых классический центр, и они получат еще большее преимущество за счет захвата центральных полей путем 1. e5 Кe8 2. d5 Кe7 3. d6.
Понятие гипермодернистского центра появилось позднее. В начале 1900-х годов многие мастера подвергли сомнению классическое учение. Среди них назовем Рихарда Рети, Арона Нимцовича и будущего чемпиона мира Александра Алехина. Они – и не только они – полагали, что контроль за центром можно осуществлять издали фигурами, оперирующими на флангах. Они фианкеттировали слонов и позволяли соперникам строить крепкий пешечный центр только для того, чтобы ударить по нему позднее с помощью фланговых пешечных атак и фигурной игры. Гипермодернисты изобрели несколько дебютов, например: 1. Кf3 d5 2. c4 (дебют Рети); 1.e4 Кf6 2. e5 Кd5 (защита Алехина); 1. d4 Кf6 2. c4 e6 3. Кc3 Сb4 (защита Нимцовича).
У черных гипермодернистский центр. Центральная область доски заселена белыми пешками, но у черных хорошая игра против центра ввиду фианкеттированного слона, ладьи на линии «d», пешки c5 и коня c6 – все эти фигуры нацелены на сильный пункт d4 в позиции белых.
Каким бы методом ни пользовался шахматист, суть принципа в контроле над ключевыми полями.