Шахматы для троих – особая вариация игры, предусматривающая участие троих игроков и использование специальной нестандартной доски. Традиционно используется шестиугольная поверхность. Шахматы для троих сохраняют основные правила игры, однако существуют и особенности, о которых пойдёт речь ниже.
В игре участвуют шахматы трёх цветов – белые, чёрные и красные. Белые занимают локацию от А до Н на первых двух линиях, красные базируются на участке игровой доски от А до N на позициях 11-12, чёрные расставляются от Н до N на линиях 7-8. Фигуры располагаются тождественно традиционным шахматам.
Выбор цвета фигур определяется с помощью жребия. Первыми ходят белые, за ними право хода достаётся красным, завершают цикл чёрные. Построение фигур начинается в углах шестиугольника. Координация движений определяется интуитивным делением поля, а также характерным для каждого игрока окрасом доски. Движение начинается с белого игрока и осуществляется по кругу.
Шахматы для троих – относительно новая игра, в которой существуют вариации игровых досок. Шестиугольная поверхность – далеко не единственный вариант. Просмотрите историю эволюции шахматных досок. Правила расстановки фигур и их количество могут несущественно различаться. К примеру, некоторые игровые поверхности предусматривают наличие двух дополнительных пешек.
Шахматная доска имеет территориальное деление на следующие зоны: село, город, пригород, замок и трон. При ведении записей во время игры сначала пишется цвет королевства, затем его административная зона и затем номер клетки. Это выглядит следующим образом: Красное село 14, что в сокращённом виде читается, как КС14. Геометрия поля не искажается, количество клеток для передвижения фигуры не меняется, за исключением краёв доски.
Пешка – к примеру, расположенная на линии Е, может ударить противника по линиям D и F, дальнейшее её движение может протекать по стрелкам на рисунке. Когда пешка достигает центра, у неё под боем находится 3 клетки. Половина пешек ходит на красную территорию, половина – на чёрную;
Ладья – ходит по вертикали и горизонтали, которыми считаются сломанные линии, соединяющие противоположные стороны клеток. Возможные движения фигуры отображены на рисунке;
Слон – ходит по линиям, которые образуются по диагонали клеток. Из углов клеток фигура может перемещаться на обе оставшиеся угловые клетки, при условии сохранения того же цвета клеток;
Конь – сохраняет свою способность перепрыгивать через фигуры, может ходить на 2-е клетки вперёд по горизонтали на 1-ну по вертикали или наоборот;
Ферзь – традиционные возможности хода фигуры, однако нельзя ставить Королеву на поле К5, так как в том случае фигура ходит или по чёрным диагоналям, или по смежным полям;
Король – традиционные движения только на одну клетку, ходить фигурой на К9 нельзя.
Шахматы на троих имеют существенные отличия от традиционной версии. В первую очередь это касается возможностей пешки. Фигура может двигаться по всем направлениям вертикали-горизонтали, поэтому она не может достигнуть конца доски противника и превратиться в Ферзя.
Пешка может ходить на две клетки вперёд не только в первый ход, но и в последующие ходы, при условии, что она находится в городе, троне или замке. Обратите внимание, что убрать пешкой вражескую фигуру на этих территориях нельзя. Поэтому оборону нужно выстраивать таким образом, чтобы размещать пешки в пригородах и сёлах, а также на территории противника.
Ещё одной особенностью игры для троих является соблюдение правила нейтралитета. Двое игроков не могут объединяться против третьего, так как атакуемый практически не имеет шансов отбить атаку. В связи с чем используется правило нейтралитета – атаковать противника можно только в том случае, если его не атаковал третий игрок в предыдущем ходе или если второй игрок атаковал вас перед этим.
Сложность мата заключается в спорных моментах, когда шах поставлен одновременно двумя игроками. В таком случае ситуация определяется очерёдностью хода. Рассмотрим пример на картинке. Красные походили и теперь очередь движения чёрных. Теперь конь передвигается на F4, и белым наступает мат от красной Королевы. Далее конь перемещается на F2, ставя белым мат.
Теперь все фигуры, которые принадлежали проигравшему игроку переходят тому, кто поставил мат. Проигравший игрок выбывает, и баталии разворачиваются между оставшимися участниками турнира. Игрок, владеющими фигурами двух цветов, может ходить любой из них.
В ситуации Пат, игрок также выбывает из игры, однако его фигуры не будут переходить в распоряжение других игроков. Они остаются на доске в обездвиженном положении. Мешающие партии фигуры могут быть убиты, кроме короля. Он остаётся на доске до конца игры.