31 способ поставить мат в шахматах

Дата публикации: 13 сентября 2023
Просмотры: 23587

Как мы знаем, конечная цель шахматной партии - поставить мат. К счастью, не все способы настолько сложны, как мы обсуждали здесь. Сегодня мы рассмотрим 31 наиболее распространенных способов поставить мат.

Вы должны знать о таких конструкциях, чтобы уметь применять их во время своей игры и избегать неприятных сюрпризов от ваших соперников.

Изучив эти примеры, вы узнаете о базовых матовых шаблонах, а также будете понимать какие нужно искать или создавать позиции во время игры.

№1. Дурацкий мат

Этот мат не очень распространён за пределами начального уровня, но большинство людей в какой-то момент сталкивались с ним. Причина, по которой он не так распространён, заключается в том, что нужно, по сути, делать худшие, самые ослабляющие ходы, какие только возможно. Это самый быстрый способ поставить мат. Он также известен как «Мат в два хода».

Вот один из примеров «Дурацкого Мата»:

 
Поделиться...
Оформление...
Повернуть доску
Настройки
MoveNResultEloPlayers
1.e41,166,62354%2421---
1.d4947,29855%2434---
1.Nf3281,60256%2441---
1.c4182,10256%2442---
1.g319,70256%2427---
1.b314,26554%2427---
1.f45,89748%2377---
1.Nc33,80151%2384---
1.b41,75648%2380---
1.a31,20654%2404---
1.e31,06848%2408---
1.d395450%2378---
1.g466446%2360---
1.h444653%2374---
1.c343351%2426---
1.h328056%2418---
1.a411060%2466---
1.f39246%2436---
1.Nh38966%2508---
1.Na34262%2482---
1.g4 e5 2.f3 Qh4#
  • Запустить движок для анализа:
  • Попробуйте максимально увеличить доску:
  • Используйте четыре клавиши курсора, чтобы просмотреть игру. Делайте ходы, чтобы проанализировать себя.
  • Нажмите Ctrl-B, чтобы повернуть доску.
  • Переносите разделительные полосы между оконными панелями.
WhiteEloWBlackEloBResYearECOEventRnd
-- A00Дурацкий мат за черных

№2. Мат на последней горизонтали

На эту возможность поставить мат всегда следует обращать внимание, как у себя, так и у соперника. Даже некоторые из лучших игроков иногда получают этот элементарный мат.

Мат на последней горизонтали возникает, когда ладья или ферзь перемещаются на первую горизонталь (или восьмую для чёрных), в то время как король оказывается в ловушке своих фигур (обычно пешек).

Вот пример игры высшего уровня, выигранной путём мата по последней горизонтали.

 
Поделиться...
Оформление...
Повернуть доску
Настройки
MoveNResultEloPlayers
Сделайте ход и смотрите здесь Онлайн-книгу
1.e4 c5 2.Nf3 e6 3.d4 cxd4 4.Nxd4 a6 5.Nc3 Qc7 6.Bd3 Bc5 7.Nb3 Be7 8.f4 b5 9.a3 Bb7 10.0-0 d6 11.Kh1 Nd7 12.Bd2 Ngf6 13.Qe2 0-0 14.Nd4 Rac8 15.Rae1 Nc5 16.b4 Nxd3 17.cxd3 Qd7 18.Rc1 Rfe8 19.Nb3 g6 20.Be3 Bf8 21.Rc2 Nh5 22.Rfc1 d5 23.exd5 exd5 24.Qf2 d4 25.Nxd4 Rcd8 26.Ne4 Bxe4 27.dxe4 Rxe4 28.Nb3 Qe6 29.Rc3 Re8 30.Bd2 Nxf4 31.Nd4 Rxd4 32.Bxf4 Rxf4 33.Qxf4 Bh6 34.Qxh6 Qe1+ 35.Rxe1 Rxe1# 0–1
  • Запустить движок для анализа:
  • Попробуйте максимально увеличить доску:
  • Используйте четыре клавиши курсора, чтобы просмотреть игру. Делайте ходы, чтобы проанализировать себя.
  • Нажмите Ctrl-B, чтобы повернуть доску.
  • Переносите разделительные полосы между оконными панелями.
WhiteEloWBlackEloBResYearECOEventRnd
Moen,A2390Topalov,V27710–12013B43EU-Cup 29th1.2

№3. Линейный мат

Линейный мат ставится двумя тяжёлыми фигурами. К тяжёлым фигурам относятся ладьи и ферзь, поэтому используется любая комбинация этих двух фигур. Мат ставится на краю доски. Одна из тяжёлых фигур не даёт королю отойти от края, а другая ставит мат в том же ряду, что и король.

Это важный мат, который нужно научиться выполнять, и он очень распространён в эндшпиле. Этот мат называют линейным, потому что короля прижимают к краю доски по одному ряду или ряду за раз, подобно тому как газонокосилка косит траву по одной полосе за раз.

 
Поделиться...
Оформление...
Повернуть доску
Настройки
MoveNResultEloPlayers
Сделайте ход и смотрите здесь Онлайн-книгу
1.d4 Nf6 2.c4 g6 3.Nc3 Bg7 4.e4 d6 5.Bd3 0-0 6.Nge2 Nc6 7.0-0 Nh5 8.Bc2 e5 9.d5 Ne7 10.a4 f5 11.exf5 gxf5 12.Bg5 a6 13.Ng3 Nf6 14.Qd2 f4 15.Nge4 Nf5 16.Qd3 Qe8 17.Bxf6 Bxf6 18.g4 Qg6 19.Kh1 Nd4 20.f3 Bh4 21.Bb1 Kh8 22.Ne2 Nxe2 23.Qxe2 Qg7 24.a5 Be7 25.Nc3 Bd7 26.Be4 Rf6 27.b4 Rg8 28.Rg1 Rh6 29.b5 Qf7 30.Rab1 Rh3 31.Bf5 Bxf5 32.gxf5 Rf8 33.Qg2 Rg3 34.hxg3 Qh5+ 35.Qh2 Qxf3+ 36.Rg2 Qxc3 37.gxf4 exf4 38.Rbg1 f3 39.Qxh7+ 1–0
  • Запустить движок для анализа:
  • Попробуйте максимально увеличить доску:
  • Используйте четыре клавиши курсора, чтобы просмотреть игру. Делайте ходы, чтобы проанализировать себя.
  • Нажмите Ctrl-B, чтобы повернуть доску.
  • Переносите разделительные полосы между оконными панелями.
WhiteEloWBlackEloBResYearECOEventRnd
Williams,S2452Hebden,M25141–02006E70Hastings Masters op 81st8

№4. Спёртый мат

Спёртый мат - один из самых приятных матов, который можно поставить. Он возникает, когда конь ловит вражеского короля, который не может сбежать, поскольку окружён своими фигурами.

Вот прекрасный пример реального спёртого мата, поставленного всего за пять ходов!

 
Поделиться...
Оформление...
Повернуть доску
Настройки
MoveNResultEloPlayers
Сделайте ход и смотрите здесь Онлайн-книгу
1.e4 c6 2.Nc3 d5 3.Qe2 dxe4 4.Nxe4 Nd7 5.Nd6# 1–0
  • Запустить движок для анализа:
  • Попробуйте максимально увеличить доску:
  • Используйте четыре клавиши курсора, чтобы просмотреть игру. Делайте ходы, чтобы проанализировать себя.
  • Нажмите Ctrl-B, чтобы повернуть доску.
  • Переносите разделительные полосы между оконными панелями.
WhiteEloWBlackEloBResYearECOEventRnd
Rapport,R2701Rogers,T20111–02014B11Politiken Cup 36th1

№5. Удушающий мат

Удушающий мат похож на спёртый мат, но здесь король не полностью окружён своими фигурами, поэтому слон прикрывает все поля, через которые король может убежать.

Пример из классической игры:

 
Поделиться...
Оформление...
Повернуть доску
Настройки
MoveNResultEloPlayers
Сделайте ход и смотрите здесь Онлайн-книгу
1.e4 c5 2.Nf3 e6 3.Nc3 d5 4.exd5 exd5 5.Bb5+ Bd7 6.Qe2+ Be7 7.Nxd5 Nc6 8.d3 a6 9.Bc4 Bg4 10.c3 b5 11.Bb3 Na5 12.Nxe7 Bxf3 13.Qxf3 Nxb3 14.Nc6 Qc8 15.axb3 Nf6 16.0-0 Qb7 17.Re1+ Kf8 18.Qxf6 gxf6 19.Bh6+ Kg8 20.Re3 Qc7 21.Rg3+ Qxg3 22.Ne7# 1–0
  • Запустить движок для анализа:
  • Попробуйте максимально увеличить доску:
  • Используйте четыре клавиши курсора, чтобы просмотреть игру. Делайте ходы, чтобы проанализировать себя.
  • Нажмите Ctrl-B, чтобы повернуть доску.
  • Переносите разделительные полосы между оконными панелями.
WhiteEloWBlackEloBResYearECOEventRnd
Wilhelm Steinitz-J B Brockenbrough-1–01885B40Blindfold simul, 4b

№6. Арабский мат

Арабский мат — это результат мощного дуэта ладьи и коня или ферзя и коня, объединившихся для постановки мата. Этот мат возникает, когда горизонталь перед королём (вторая у белых, седьмая у чёрных) срезается ладьёй или ферзём.

Чтобы этот мат сработал, атакуемый король должен застрять в углу.

В этом классическом примере, исполненном Стейницем, чёрные жертвуют ферзём, чтобы получить Арабский мат. Прекрасный пример!

 
Поделиться...
Оформление...
Повернуть доску
Настройки
MoveNResultEloPlayers
Сделайте ход и смотрите здесь Онлайн-книгу
1.e4 e5 2.Nf3 Nc6 3.d4 exd4 4.Bc4 Bc5 5.0-0 d6 6.c3 Bg4 7.Qb3 Bxf3 8.Bxf7+ Kf8 9.Bxg8 Rxg8 10.gxf3 g5 11.Qe6 Ne5 12.Qf5+ Kg7 13.Kh1 Kh8 14.Rg1 g4 15.f4 Nf3 16.Rxg4 Qh4 17.Rg2 Qxh2+ 18.Rxh2 Rg1# 0–1
  • Запустить движок для анализа:
  • Попробуйте максимально увеличить доску:
  • Используйте четыре клавиши курсора, чтобы просмотреть игру. Делайте ходы, чтобы проанализировать себя.
  • Нажмите Ctrl-B, чтобы повернуть доску.
  • Переносите разделительные полосы между оконными панелями.
WhiteEloWBlackEloBResYearECOEventRnd
Reiner-Wilhelm Steinitz-0–11860C44Casual game

№7. Мат Анастасии

Как видно из последнего примера, тяжёлая фигура (ферзь или ладья) в сочетании с конём часто представляет собой смертельную комбинацию.

Мат Анастасии – это такая комбинация, в которой конь и ладья ловят короля противника на одной стороне доски. У защищающей стороны, как правило, стоит своя фигура, которая блокирует путь для побега.

 
Поделиться...
Оформление...
Повернуть доску
Настройки
MoveNResultEloPlayers
Сделайте ход и смотрите здесь Онлайн-книгу
1.e4 d6 2.d4 Nf6 3.Nc3 g6 4.f3 Bg7 5.Be3 0-0 6.Qd2 e5 7.Nge2 exd4 8.Nxd4 c6 9.0-0-0 Qc7 10.Bh6 b5 11.h4 b4 12.Nce2 c5 13.Bxg7 Kxg7 14.Nf5+ Bxf5 15.exf5 Nbd7 16.fxg6 hxg6 17.Qxd6 Qa5 18.Kb1 Rad8 19.Qg3 Nb6 20.Rc1 Nc4 21.h5 Rd6 22.Re1 Nd2+ 23.Ka1 Qxa2+ 0–1
  • Запустить движок для анализа:
  • Попробуйте максимально увеличить доску:
  • Используйте четыре клавиши курсора, чтобы просмотреть игру. Делайте ходы, чтобы проанализировать себя.
  • Нажмите Ctrl-B, чтобы повернуть доску.
  • Переносите разделительные полосы между оконными панелями.
WhiteEloWBlackEloBResYearECOEventRnd
Milica Milosavljevic-Marija Rakic22470–12007B07SRB-ch U20 Girls9

1…Qxa2+ Жертва ферзя, и после 2.Kxa2 ладья ставит мат …Ra6#. Белая пешка на b2 не даёт королю уйти. А конь прикрывает поля b1 и b3.

№8. Мат Блэкберна

Названный в честь Джозефа Генри Блэкберна, которого прозвали «Чёрной смертью», это редкий мат, при котором король противника прикован к краю доски, в то время как одна из его фигур (обычно ладья) не позволяет уйти.

Диаграмма 1

1.Bh7#. Чёрная ладья блокирует единственное поле для побега.

 
Поделиться...
Оформление...
Повернуть доску
Настройки
MoveNResultEloPlayers
Сделайте ход и смотрите здесь Онлайн-книгу
1.e4 e6 2.d4 d5 3.e5 c5 4.c3 Nc6 5.Nf3 Qb6 6.Bd3 Bd7 7.dxc5 Bxc5 8.0-0 f6 9.b4 Be7 10.Bf4 fxe5 11.Nxe5 Nxe5 12.Bxe5 Nf6 13.Nd2 0-0 14.Nf3 a5 15.bxa5 Rxa5 16.Rb1 Qa7 17.Ng5 g6 18.Rb2 Rxa2 19.Bd4 b6 20.Bxg6 Rxb2 21.Qh5 e5 22.Bxe5 Rxf2 23.Qxh7+ Nxh7 24.Bxh7# 1–0
  • Запустить движок для анализа:
  • Попробуйте максимально увеличить доску:
  • Используйте четыре клавиши курсора, чтобы просмотреть игру. Делайте ходы, чтобы проанализировать себя.
  • Нажмите Ctrl-B, чтобы повернуть доску.
  • Переносите разделительные полосы между оконными панелями.
WhiteEloWBlackEloBResYearECOEventRnd
Berthold Koch-Heinz Nowarra-1–01938C02German Championship4

№9. Мат «Слепые поросята»

Этот мат, также известный как «мат по седьмой горизонтали», представляет собой мат, при котором две ладьи объединяются на седьмой горизонтали. Своё название он получил от Польского мастера Давида Яновского, который ласково называл две ладьи на седьмой горизонтали «поросятами».

Диаграмма 2
 
Поделиться...
Оформление...
Повернуть доску
Настройки
MoveNResultEloPlayers
Сделайте ход и смотрите здесь Онлайн-книгу
1.e4 e6 2.d4 d5 3.Nc3 Bb4 4.e5 c5 5.a3 Ba5 6.b4 cxd4 7.Qg4 Ne7 8.bxa5 dxc3 9.Qxg7 Rg8 10.Qxh7 Nbc6 11.Nf3 Qc7 12.Bb5 Bd7 13.0-0 Nxe5 14.Nxe5 Qxe5 15.Bxd7+ Kxd7 16.Qd3 d4 17.Rb1 Qd5 18.g3 Rac8 19.Rb4 e5 20.f4 f6 21.fxe5 fxe5 22.Bf4 Ke8 23.Re1 exf4 24.Rb5 Qd6 25.Qh7 Rf8 26.Rxb7 Rf7 27.Qg8+ Rf8 28.Qh7 Rf7 29.Qg8+ Rf8 30.Qg6+ Qxg6 31.Rexe7+ Kd8 32.Rbd7# 1–0
  • Запустить движок для анализа:
  • Попробуйте максимально увеличить доску:
  • Используйте четыре клавиши курсора, чтобы просмотреть игру. Делайте ходы, чтобы проанализировать себя.
  • Нажмите Ctrl-B, чтобы повернуть доску.
  • Переносите разделительные полосы между оконными панелями.
WhiteEloWBlackEloBResYearECOEventRnd
William Hartston-Andrew Jonathan Whiteley-1–01974C18Middlesex

№10. Мат Бодена

Ещё один мат, в котором король оказывается в ловушке своих фигур, а вражеские слоны не позволяют сбежать.

 
Поделиться...
Оформление...
Повернуть доску
Настройки
MoveNResultEloPlayers
Сделайте ход и смотрите здесь Онлайн-книгу
1.e4 e5 2.Nf3 d6 3.c3 f5 4.Bc4 Nf6 5.d4 fxe4 6.dxe5 exf3 7.exf6 Qxf6 8.gxf3 Nc6 9.f4 Bd7 10.Be3 0-0-0 11.Nd2 Re8 12.Qf3 Bf5 13.0-0-0 d5 14.Bxd5 Qxc3+ Эта жертва ферзем вынуждает к следующему ходу, который открывает диагональ для Ba3# 15.bxc3 Ba3# 0–1
  • Запустить движок для анализа:
  • Попробуйте максимально увеличить доску:
  • Используйте четыре клавиши курсора, чтобы просмотреть игру. Делайте ходы, чтобы проанализировать себя.
  • Нажмите Ctrl-B, чтобы повернуть доску.
  • Переносите разделительные полосы между оконными панелями.
WhiteEloWBlackEloBResYearECOEventRnd
R Schulder-Samuel Standidge Boden-0–11853C41London

№11. Мат Дамиано

Это классический приём поставить мат, при котором пешка на шестой (третьей) горизонтали защищает ферзя на седьмой (второй) горизонтали. Этот древний способ поставить мат был впервые описан ещё в 1512 году Педро Дамиано.

 
Поделиться...
Оформление...
Повернуть доску
Настройки
MoveNResultEloPlayers
Сделайте ход и смотрите здесь Онлайн-книгу
1.e4 c5 2.Nf3 d6 3.d4 cxd4 4.Nxd4 Nf6 5.Nc3 a6 6.g3 e5 7.Nb3 Be7 8.Bg2 Qc7 9.0-0 b5 10.f4 Bb7 11.a3 0-0 12.g4 Nfd7 13.f5 Re8 14.g5 Nb6 15.Qh5 g6 16.Qh4 N8d7 17.f6 Bf8 18.Rf3 Nc5 19.Rh3 h5 20.Nxc5 dxc5 21.Bf3 Bc8 22.Rg3 b4 23.Nd1 Qd6 24.axb4 cxb4 25.Bxh5 Nc4 26.Nf2 Qd4 27.Bxg6 fxg6 28.f7+ Kxf7 29.Qh7+ Bg7 30.Rf3+ Bf5 31.exf5 e4 32.Qxg6+ Kf8 33.f6 exf3 34.Qxg7# 1–0
  • Запустить движок для анализа:
  • Попробуйте максимально увеличить доску:
  • Используйте четыре клавиши курсора, чтобы просмотреть игру. Делайте ходы, чтобы проанализировать себя.
  • Нажмите Ctrl-B, чтобы повернуть доску.
  • Переносите разделительные полосы между оконными панелями.
WhiteEloWBlackEloBResYearECOEventRnd
Karl Gilg-Arnulf Westermeier22771–01970B91Bad Aibling

На 33-м ходу белые отдали ладью, но в этом не было необходимости. Поскольку пешка и ферзь находились на шестой горизонтали, мат был неизбежен.

№12. Слоновый мат Дамиано

Это ещё один классический мат имени Педро Дамиано. В нём участвует слон, поддерживающий ферзя. Когда слон и ферзь скоординированы, они могут сформировать мощную силу. Когда ферзь находится на той же диагонали, что и слон, это называется батареей.

Можете ли вы определить, как здесь ферзь и слон могут поставить мат?

Диаграмма 12

1.Qxh6+ Пешка не может взять ферзя, т.к. она находится на связке. …Kg8 2.Qxg7#

№13. Мат Греко

Назван в честь Итальянского шахматиста Джоакино Греко, в этом мате ладья или ферзь ставят мат, а слон прикрывает поля отхода. Одна из фигур соперника блокирует побег. Обычно это пешка.

 
Поделиться...
Оформление...
Повернуть доску
Настройки
MoveNResultEloPlayers
Сделайте ход и смотрите здесь Онлайн-книгу
1.e4 e5 2.Nf3 Nc6 3.Bb5 a6 4.Ba4 d6 5.Bxc6+ bxc6 6.d4 Nf6 7.Nc3 Nd7 8.0-0 Be7 9.Be3 0-0 10.Qd2 Bb7 11.Rad1 f6 12.Nh4 g6 13.Bh6 Rf7 14.f4 exd4 15.Qxd4 d5 16.Qd3 f5 17.exf5 Bc5+ 18.Kh1 Qxh4 19.fxg6 Qxh6 20.gxf7+ Kxf7 21.Ne4 Bc8 22.Ng5+ Kg8 23.Rde1 Nf6 24.Qc3 Qf8 25.Re6 Bxe6 26.Nxe6 Ne4 27.Qe5 Ng3+ 0–1
  • Запустить движок для анализа:
  • Попробуйте максимально увеличить доску:
  • Используйте четыре клавиши курсора, чтобы просмотреть игру. Делайте ходы, чтобы проанализировать себя.
  • Нажмите Ctrl-B, чтобы повернуть доску.
  • Переносите разделительные полосы между оконными панелями.
WhiteEloWBlackEloBResYearECOEventRnd
Daniel J Hall2113Dominic Foord19500–12007C73British Championship10

Жертва коня здесь тематическое. Слон на c5 контролирует поле отхода короля. 2.hxg3 и Qh6#.

№14. Хук Мат

Хук мат ставится ладьёй (или иногда ферзём), в то время как конь защищает ладью, а также прикрывает поле для выхода. Коня защищает пешка, не позволяя королю взять его. Эта пешка также закрывает поле отхода.

Мат называется так потому, что его фигуры напоминают крючок (Английское слово Hook - Хук).

 
Поделиться...
Оформление...
Повернуть доску
Настройки
MoveNResultEloPlayers
Сделайте ход и смотрите здесь Онлайн-книгу
1.d4 d5 2.c4 e5 3.cxd5 Qxd5 4.Nf3 exd4 5.Nxd4 Bc5 6.e3 Bxd4 7.exd4 Nc6 8.Be3 Nf6 9.Nc3 Qa5 10.Bb5 Bd7 11.0-0 0-0 12.a3 Ne4 13.Nxe4 Qxb5 14.Nc5 Rad8 15.Qd2 Bc8 16.Rac1 b6 17.Ne4 Nxd4 18.Bxd4 c5 19.Qg5 Rxd4 20.Nf6+ Kh8 21.f4 Qxb2 22.Rce1 Rd2 23.Ne4 f6 24.Qg3 Qd4+ 25.Nf2 Qd8 26.Re3 Bf5 27.Rfe1 Rd7 28.Qf3 Rg8 29.g4 Bg6 30.f5 Bf7 31.h4 c4 32.Qh3 Re8 33.Rxe8+ Bxe8 34.Qe3 Bf7 35.g5 Rd5 36.Ng4 fxg5 37.Ne5 Bg8 38.hxg5 Rd2 39.g6 h6 40.Nf7+ Bxf7 41.gxf7 Kh7 42.Qg3 Rd6 43.Qg4 c3 44.Re8 Rd1+ 45.Kf2 Rd2+ 46.Ke1 Rd1+ 47.Qxd1 ! Qh4+ 48.Kf1 Qh1+ 49.Kf2 !! Qxd1 50.f8N+ Kg8 51.Ng6+ Kf7 52.Rf8# 1–0
  • Запустить движок для анализа:
  • Попробуйте максимально увеличить доску:
  • Используйте четыре клавиши курсора, чтобы просмотреть игру. Делайте ходы, чтобы проанализировать себя.
  • Нажмите Ctrl-B, чтобы повернуть доску.
  • Переносите разделительные полосы между оконными панелями.
WhiteEloWBlackEloBResYearECOEventRnd
Frank James Marshall-William Ewart Napier-1–01898D08ch city m2

№15. Мат Вуковича

Этот мат обычно наступает после серии шахов ладьёй и конём. Ладья, защищённая королём или пешкой, ставит мат на краю доски, в то время как конь прикрывает оставшиеся поля отхода короля.

Этот мат назван в честь международного мастера Владимира Вуковича, который он проиллюстрировал в своей книге “Искусство атаки в шахматах”.

 
Поделиться...
Оформление...
Повернуть доску
Настройки
MoveNResultEloPlayers
Сделайте ход и смотрите здесь Онлайн-книгу
1.d4 Nf6 2.c4 g6 3.f3 d5 4.cxd5 Nxd5 5.e4 Nb6 6.Nc3 Bg7 7.Be3 0-0 8.f4 f5 9.Qb3+ Kh8 10.e5 c6 11.Nf3 Nd5 12.Nxd5 cxd5 13.Be2 Nc6 14.Kf2 e6 15.Rhc1 Rf7 16.Bd2 Rc7 17.Bb5 Bd7 18.Bxc6 Rxc6 19.Qxb7 Rb8 20.Qxa7 Ra8 21.Qb7 Rb8 22.Qxc6 Bxc6 23.Rxc6 Rxb2 24.Rac1 Bf8 25.Rc8 Qe7 26.R1c7 Rxd2+ 27.Kg3 Qxc7 28.Rxc7 Rxa2 29.Ng5 h6 30.Nxe6 Bb4 31.Rd7 Ra6 32.Nc7 Ra3+ 33.Kf2 Ra2+ 34.Kf1 Ra1+ 35.Ke2 Ra2+ 36.Kd3 Ra3+ 37.Kc2 Rc3+ 38.Kb2 Rc4 39.Rd8+ Kg7 40.Rd7+ Kh8 41.Ne8 Kg8 42.Nf6+ Kf8 43.e6 Rxd4 44.Rf7# 1–0
  • Запустить движок для анализа:
  • Попробуйте максимально увеличить доску:
  • Используйте четыре клавиши курсора, чтобы просмотреть игру. Делайте ходы, чтобы проанализировать себя.
  • Нажмите Ctrl-B, чтобы повернуть доску.
  • Переносите разделительные полосы между оконными панелями.
WhiteEloWBlackEloBResYearECOEventRnd
Yasser Seirawan2595Sinisa Simic24401–01987D70Lugano op9

16. Угловой мат

В этом мате конь даёт мат королю в углу, а ладья или ферзь прикрывают соседнюю вертикаль (b или g). Одна из фигур соперника блокирует побег. Обычно это пешка.

 
Поделиться...
Оформление...
Повернуть доску
Настройки
MoveNResultEloPlayers
Сделайте ход и смотрите здесь Онлайн-книгу
1.d4 d5 2.Bg5 Nf6 3.Bxf6 exf6 4.e3 Bd6 5.c4 c6 6.cxd5 cxd5 7.Nc3 Bb4 8.Bd3 0-0 9.Qc2 g6 10.h4 Nc6 11.h5 f5 12.Nge2 Re8 13.0-0-0 Be6 14.g4 Qg5 15.gxf5 Bxf5 16.Bxf5 Qxf5 17.Qxf5 gxf5 18.Nxd5 Red8 19.Ndc3 Rac8 20.Rdg1+ Kh8 21.Rg5 Ne7 22.Rhg1 f6 23.Rg7 Nd5 24.Kd2 f4 25.Rxb7 f3 26.Ng3 a5 27.Nge4 f5 28.Ng5 Nxc3 29.Nf7# 1–0
  • Запустить движок для анализа:
  • Попробуйте максимально увеличить доску:
  • Используйте четыре клавиши курсора, чтобы просмотреть игру. Делайте ходы, чтобы проанализировать себя.
  • Нажмите Ctrl-B, чтобы повернуть доску.
  • Переносите разделительные полосы между оконными панелями.
WhiteEloWBlackEloBResYearECOEventRnd
Jan Jaap Janse-Thomas E Borland-1–02001D0027th Open1

17. Мат Морфи

Этот мат назван в честь одного из самых влиятельных игроков в истории, чьи партии до сих пор считаются шедеврами.

Мату часто предшествует шах защищённой ладьёй, за которым следует один или несколько открытых шахов для устранения защитников короля.

Слон (или, реже, ферзь) ставит мат, а ладья предотвращает горизонтальный или вертикальный побег. Остальные поля отхода закрыты фигурами соперника (часто пешкой).

 
Поделиться...
Оформление...
Повернуть доску
Настройки
MoveNResultEloPlayers
Сделайте ход и смотрите здесь Онлайн-книгу
1.Nf3 d5 2.d4 Bf5 3.e3 e6 4.Nc3 Nf6 5.a3 c5 6.Bb5+ Nbd7 7.Ne5 Bd6 8.g4 Bxe5 9.gxf5 Bd6 10.dxc5 Bxc5 11.b4 Bd6 12.Bb2 Rc8 13.Qd4 0-0 14.Bxd7 Qxd7 15.Nxd5 Ne8 16.Nf6+ gxf6 17.Rg1+ Kh8 18.Qxf6+ Nxf6 19.Bxf6# 1–0
  • Запустить движок для анализа:
  • Попробуйте максимально увеличить доску:
  • Используйте четыре клавиши курсора, чтобы просмотреть игру. Делайте ходы, чтобы проанализировать себя.
  • Нажмите Ctrl-B, чтобы повернуть доску.
  • Переносите разделительные полосы между оконными панелями.
WhiteEloWBlackEloBResYearECOEventRnd
John Owen-Amos Burn-1–01887D02Casual game

18. Мат Пильсбери

Здесь ладья ставит мат, в то время как слон (или, реже, ферзь) не даёт королю уйти по диагонали. Собственные фигуры игрока блокируют другие поля отхода.

Мат назван в честь Американского шахматиста Гарри Нельсона Пилсбери.

 
Поделиться...
Оформление...
Повернуть доску
Настройки
MoveNResultEloPlayers
Сделайте ход и смотрите здесь Онлайн-книгу
1.e4 e5 2.Nf3 Nc6 3.Bc4 Bc5 4.b4 Bxb4 5.c3 Bc5 6.0-0 d6 7.d4 exd4 8.cxd4 Bb6 9.d5 Na5 10.Bb2 Nf6 11.Bd3 Bg4 12.Nc3 c6 13.Ne2 0-0 14.Qd2 Rc8 15.Qg5 Bxf3 16.gxf3 cxd5 17.Kh1 Nc4 18.Rg1 Ne8 19.Qxg7+ Nxg7 20.Rxg7+ Kh8 21.Rg8+ Kxg8 22.Rg1+ Qg5 23.Rxg5# 1–0
  • Запустить движок для анализа:
  • Попробуйте максимально увеличить доску:
  • Используйте четыре клавиши курсора, чтобы просмотреть игру. Делайте ходы, чтобы проанализировать себя.
  • Нажмите Ctrl-B, чтобы повернуть доску.
  • Переносите разделительные полосы между оконными панелями.
WhiteEloWBlackEloBResYearECOEventRnd
Adolf Anderssen-Berthold Suhle-1–01860C510.28

№19. «Оперный» мат

В этом мате ладья ставит мат по последнему ряду, в то время как слон защищает ладью, а также не даёт королю уйти по диагонали.

Этот мат назван в честь знаменитой игры в Оперном театре в исполнении Пола Морфи и герцога Карла/графа Изуарда. Это одна из самых известных миниатюр, и её настоятельно рекомендуется запомнить в качестве первой партии.

 
Поделиться...
Оформление...
Повернуть доску
Настройки
MoveNResultEloPlayers
Сделайте ход и смотрите здесь Онлайн-книгу
1.e4 e5 2.Nf3 d6 3.d4 Bg4 4.dxe5 Bxf3 5.Qxf3 dxe5 6.Bc4 Nf6 7.Qb3 Qe7 8.Nc3 c6 9.Bg5 b5 10.Nxb5 cxb5 11.Bxb5+ Nbd7 12.0-0-0 Rd8 13.Rxd7 Rxd7 14.Rd1 Qe6 15.Bxd7+ Nxd7 16.Qb8+ Nxb8 17.Rd8# 1–0
  • Запустить движок для анализа:
  • Попробуйте максимально увеличить доску:
  • Используйте четыре клавиши курсора, чтобы просмотреть игру. Делайте ходы, чтобы проанализировать себя.
  • Нажмите Ctrl-B, чтобы повернуть доску.
  • Переносите разделительные полосы между оконными панелями.
WhiteEloWBlackEloBResYearECOEventRnd
Paul Morphy-Duke Karl \/ Count Isouard-1–01858C41Paris

№20. Мат Лолли

В этом мате ферзь на седьмой горизонтали ставит мат, а пешка на шестой горизонтали защищает ферзя. Вот и всё, никакие другие фигуры в этом не задействованы.

Назван в честь Итальянского шахматиста Джамбаттисты Лолли.

 
Поделиться...
Оформление...
Повернуть доску
Настройки
MoveNResultEloPlayers
Сделайте ход и смотрите здесь Онлайн-книгу
1.e4 e5 2.d4 exd4 3.c3 d5 4.e5 dxc3 5.Nxc3 Bb4 6.Qa4+ Nc6 7.Bb5 Bxc3+ 8.bxc3 Bd7 9.f4 Nge7 10.Nf3 0-0 11.0-0 a6 12.Bxc6 Bxc6 13.Qc2 Bd7 14.Ba3 Re8 15.Nd4 b6 16.f5 Nc6 17.Nxc6 Bxc6 18.Rae1 Bb5 19.Rf3 c5 20.f6 g6 21.Qd2 Re6 22.Rh3 Kh8 23.Qh6 Qg8 24.Qg5 Rae8 25.Rh6 Bc4 26.Bc1 d4 27.Re4 Bd5 28.Reh4 Rxe5 29.Rxh7+ Qxh7 30.Rxh7+ Kg8 31.Rh8+ Kxh8 32.Qh6+ Kg8 33.Qg7# 1–0
  • Запустить движок для анализа:
  • Попробуйте максимально увеличить доску:
  • Используйте четыре клавиши курсора, чтобы просмотреть игру. Делайте ходы, чтобы проанализировать себя.
  • Нажмите Ctrl-B, чтобы повернуть доску.
  • Переносите разделительные полосы между оконными панелями.
WhiteEloWBlackEloBResYearECOEventRnd
Joseph Henry Blackburne-Alexander Steinkuehler-1–01871C21Blindfold simul, 10b

№21. Мат Макса Ланге

В этом мате ферзь ставит мат на краю доски, находясь под защитой слона. Слон также закрывает поле отхода. Одна из фигур соперника также блокирует выход, который не прикрывают ферзь и слон.

Этот мат был назван в честь Немецкого игрока Макса Ланге:

 
Поделиться...
Оформление...
Повернуть доску
Настройки
MoveNResultEloPlayers
Сделайте ход и смотрите здесь Онлайн-книгу
1.e4 e5 2.Nf3 Nc6 3.Bb5 Nd4 4.Nxd4 exd4 5.Bc4 Nf6 6.e5 d5 7.Bb3 Bg4 8.f3 Ne4 9.0-0 d3 10.fxg4 Bc5+ 11.Kh1 Ng3+ 12.hxg3 Qg5 13.Rf5 h5 14.gxh5 Qxf5 15.g4 Rxh5+ 16.gxh5 Qe4 17.Qf3 Qh4+ 18.Qh3 Qe1+ 19.Kh2 Bg1+ 0–1
  • Запустить движок для анализа:
  • Попробуйте максимально увеличить доску:
  • Используйте четыре клавиши курсора, чтобы просмотреть игру. Делайте ходы, чтобы проанализировать себя.
  • Нажмите Ctrl-B, чтобы повернуть доску.
  • Переносите разделительные полосы между оконными панелями.
WhiteEloWBlackEloBResYearECOEventRnd
Adolf Anderssen-Max Lange-0–11859C61Analysis

В итоговой позиции Ланге не удалось поставить мат, т.к. соперник сдался, но если бы игра продолжилась, то последовало бы 20.Kh1 Bf2+ 21.Kh2 Qg1#.

№22. Мат Козио

Этот мат назван в честь Итальянского игрока Карло Козио, который опубликовал этот мат в своём исследовании в 1766 году.

В нём ферзь ставит мат с поля, диагонально соседнего с королём, при поддержке дружественной фигуры.

 
Поделиться...
Оформление...
Повернуть доску
Настройки
MoveNResultEloPlayers
Сделайте ход и смотрите здесь Онлайн-книгу
1.d4 Nf6 2.c4 e6 3.g3 Bb4+ 4.Bd2 a5 5.Bg2 d6 6.Nc3 Nbd7 7.a3 Bxc3 8.Bxc3 e5 9.dxe5 dxe5 10.Qd2 c5 11.Rd1 0-0 12.Bxe5 Re8 13.Bc3 Ne4 14.Bxe4 Rxe4 15.f3 Re8 16.e4 Ra6 17.Ne2 Qc7 18.Qg5 Rg6 19.Qf4 Qc6 20.0-0 Qa4 21.Qd2 Nb6 22.Nf4 Nxc4 23.Qd8 Ne3 24.Nxg6 hxg6 25.Qxa5 Qc4 26.Kf2 b6 27.Qxb6 Ba6 28.Kxe3 Qe2+ 29.Kf4 g5+ 30.Kxg5 Qe3+ 31.f4 Re6 32.Rd8+ Kh7 33.Qb8 f6+ 34.Bxf6 gxf6+ 35.Kh4 Qxe4 36.Rh8+ Kg6 37.Qg8+ Kf5 38.Qg4# 1–0
  • Запустить движок для анализа:
  • Попробуйте максимально увеличить доску:
  • Используйте четыре клавиши курсора, чтобы просмотреть игру. Делайте ходы, чтобы проанализировать себя.
  • Нажмите Ctrl-B, чтобы повернуть доску.
  • Переносите разделительные полосы между оконными панелями.
WhiteEloWBlackEloBResYearECOEventRnd
James Rousselle2327David Huang20221–02012E00Pro-Am2

№23. Мат «Ласточкин хвост»

В этой матовой схеме ферзь ставит мат на соседнем по вертикали или горизонтали поле, поддерживаемый дружественной фигурой. Фигуры соперника по диагонали мешают отойти короля. Общая конструкция напоминает хвост Ласточки отсюда и название.

 
Поделиться...
Оформление...
Повернуть доску
Настройки
MoveNResultEloPlayers
Сделайте ход и смотрите здесь Онлайн-книгу
1.e4 e5 2.f4 d6 3.Nf3 Bg4 4.Bc4 Be7 5.0-0 Nc6 6.c3 Na5 7.fxe5 dxe5 8.Bxf7+ Kxf7 9.Nxe5+ Ke6 10.Qxg4+ Kxe5 11.Qf5+ Kd6 12.Qd5# 1–0
  • Запустить движок для анализа:
  • Попробуйте максимально увеличить доску:
  • Используйте четыре клавиши курсора, чтобы просмотреть игру. Делайте ходы, чтобы проанализировать себя.
  • Нажмите Ctrl-B, чтобы повернуть доску.
  • Переносите разделительные полосы между оконными панелями.
WhiteEloWBlackEloBResYearECOEventRnd
Jacques Chamouillet-NN-1–01849C30Versailles FRA

№24. Мат Давида и Голиафа

Этот мат - один из самых приятных в исполнении. Его ставит защищённая пешка. Есть что-то приятное в том, чтобы поставить мат пешкой.

Он назван так, поскольку пешка представляет проигравшего (Давида), а король - Голиафа.

 
Поделиться...
Оформление...
Повернуть доску
Настройки
MoveNResultEloPlayers
Сделайте ход и смотрите здесь Онлайн-книгу
1.e4 e5 2.Nf3 Nc6 3.Bb5 a6 4.Ba4 Nf6 5.0-0 Nxe4 6.Re1 Nc5 7.Nxe5 Ne6 8.d4 b5 9.Bb3 Ncxd4 10.Qxd4 Nxd4 11.Bxf7+ Ke7 12.Bg5+ Kd6 13.Bxd8 Nxc2 14.Rd1+ Kxe5 15.Rd5+ Kf4 16.Bg5+ Kg4 17.h3# 1–0
  • Запустить движок для анализа:
  • Попробуйте максимально увеличить доску:
  • Используйте четыре клавиши курсора, чтобы просмотреть игру. Делайте ходы, чтобы проанализировать себя.
  • Нажмите Ctrl-B, чтобы повернуть доску.
  • Переносите разделительные полосы между оконными панелями.
WhiteEloWBlackEloBResYearECOEventRnd
Dietrich Duhm-Andreas Duhm-1–01900C80Unknown

№25. Мат Балестра

Этот мат происходит, когда слон ставит мат, в то время как ферзь блокирует большинство полей отхода. В этом мате фигуры соперника не помогают. Ферзь и слон всегда располагаются на полях разного цвета, обычно на две клетки между ними.

 
Поделиться...
Оформление...
Повернуть доску
Настройки
MoveNResultEloPlayers
Сделайте ход и смотрите здесь Онлайн-книгу
1.e4 Nf6 2.e5 Nd5 3.d4 d6 4.Nf3 Bg4 5.Be2 e6 6.0-0 Be7 7.c4 Nb6 8.Nc3 0-0 9.Be3 d5 10.c5 Bxf3 11.gxf3 Nc8 12.b4 f6 13.f4 fxe5 14.fxe5 Qe8 15.Bd3 Bd8 16.Qg4 Nc6 17.Rab1 Qf7 18.Qh3 g5 19.f4 gxf4 20.Rxf4 Qe7 21.Bxh7+ Kh8 22.Rxf8+ Qxf8 23.Bf5+ Bh4 24.Qxh4+ Qh6 25.Qxh6+ Kg8 26.Bxe6# 1–0
  • Запустить движок для анализа:
  • Попробуйте максимально увеличить доску:
  • Используйте четыре клавиши курсора, чтобы просмотреть игру. Делайте ходы, чтобы проанализировать себя.
  • Нажмите Ctrl-B, чтобы повернуть доску.
  • Переносите разделительные полосы между оконными панелями.
WhiteEloWBlackEloBResYearECOEventRnd
Chessmaster (Computer)-Sargon (Computer)-1–01986B05Los Angeles

№26. Мат двумя конями

Это очень сложная задача, но весело, когда вы наконец это сделаете. Этот мат ставится двумя конями, образующими пары, почти всегда на полях разного цвета, либо рядом друг с другом, либо защищая друг друга. Таким образом, они покрывают максимальное количество полей.

Два коня и король по отдельности не могут поставить мат одинокому королю, поэтому нужен дополнительный материал, чтобы два коня поставили мат.

 
Поделиться...
Оформление...
Повернуть доску
Настройки
MoveNResultEloPlayers
Сделайте ход и смотрите здесь Онлайн-книгу
1.d4 Nf6 2.c4 e6 3.Nc3 Bb4 4.Qc2 d5 5.a3 Be7 6.cxd5 exd5 7.Bf4 c6 8.h3 0-0 9.e3 Re8 10.Bd3 Nbd7 11.Nf3 Nf8 12.Ne5 Bd6 13.0-0 Ne6 14.Bh2 g6 15.Nf3 Ng7 16.Bxd6 Qxd6 17.Rfc1 Bf5 18.Nd2 Re7 19.b4 Rae8 20.Rab1 Bxh3 21.gxh3 Rxe3 22.Bf1 Nf5 23.fxe3 Qg3+ 24.Bg2 Qxe3+ 25.Kh1 Ng3+ 26.Kh2 Qf4 27.Nf3 Re2 28.Nxe2 Nxe2+ 29.Kh1 Nh5 30.Qd2 Nhg3+ 31.Kh2 Nf1+ 32.Kh1 Qh2+ 33.Nxh2 Nfg3# 0–1
  • Запустить движок для анализа:
  • Попробуйте максимально увеличить доску:
  • Используйте четыре клавиши курсора, чтобы просмотреть игру. Делайте ходы, чтобы проанализировать себя.
  • Нажмите Ctrl-B, чтобы повернуть доску.
  • Переносите разделительные полосы между оконными панелями.
WhiteEloWBlackEloBResYearECOEventRnd
Boris Siff-Isaac Kashdan-0–11948E36New York5

№27. Мат двумя слонами

В отличие от мата двумя конями, мат двумя слонами возможен против одинокого короля. Обычно это происходит на краю доски.

 
Поделиться...
Оформление...
Повернуть доску
Настройки
MoveNResultEloPlayers
Сделайте ход и смотрите здесь Онлайн-книгу
1.e4 e5 2.Nf3 Nc6 3.Bc4 Bc5 4.Bxf7+ Kxf7 5.Nxe5+ Nxe5 6.Qh5+ g6 7.Qxe5 d6 8.Qxh8 Qh4 9.0-0 Nf6 10.c3 Ng4 11.h3 Bxf2+ 12.Kh1 Bf5 13.Qxa8 Qxh3+ 14.gxh3 Bxe4# 0–1
  • Запустить движок для анализа:
  • Попробуйте максимально увеличить доску:
  • Используйте четыре клавиши курсора, чтобы просмотреть игру. Делайте ходы, чтобы проанализировать себя.
  • Нажмите Ctrl-B, чтобы повернуть доску.
  • Переносите разделительные полосы между оконными панелями.
WhiteEloWBlackEloBResYearECOEventRnd
NN-Joseph Henry Blackburne-0–11884C50Casual game

№28. Треугольный мат

Здесь ферзь ставит мат при поддержке ладьи, которая также закрывает некоторые поля отхода. Ладья, ферзь и король расположены на полях одного цвета и образуют треугольник.

Если король находится на краю доски, другие фигуры не участвуют. В противном случае одна из фигур соперника закроет поле, не закрытое ладьёй и ферзём.

 
Поделиться...
Оформление...
Повернуть доску
Настройки
MoveNResultEloPlayers
Сделайте ход и смотрите здесь Онлайн-книгу
1.e4 c5 2.c3 Nf6 3.e5 Nd5 4.g3 Nc6 5.Bg2 e6 6.Qe2 b6 7.f4 Bb7 8.Nf3 d6 9.0-0 dxe5 10.Nxe5 Nxe5 11.fxe5 Qd7 12.d3 Be7 13.Qg4 f5 14.exf6 Nxf6 15.Qxg7 Rg8 16.Qh6 Bxg2 17.Kxg2 Qd5+ 18.Kg1 0-0-0 19.Rxf6 Bxf6 20.Qxf6 Rdf8 21.c4 Qd6 22.Bf4 Qxf4 23.Qxe6+ Kb8 24.Nc3 Qd4+ 25.Kh1 Qxd3 26.Nd5 Rf1+ 27.Kg2 Rxg3+ 28.hxg3 Qf3+ 29.Kh3 Qh5+ 30.Kg2 Qh1# 0–1
  • Запустить движок для анализа:
  • Попробуйте максимально увеличить доску:
  • Используйте четыре клавиши курсора, чтобы просмотреть игру. Делайте ходы, чтобы проанализировать себя.
  • Нажмите Ctrl-B, чтобы повернуть доску.
  • Переносите разделительные полосы между оконными панелями.
WhiteEloWBlackEloBResYearECOEventRnd
Lawrence H Cooper2348Peter K Wells24890–12003B22Hastings Challengers6

№29. «Смертельная коробка»

Этот смертоносный мат возникает, когда ладья даёт мат при поддержке ферзя, закрывающего большинство полей отхода. Ладья находится на поле, прилегающем к королю. Ладья и ферзь образуют клетку 3х3 (т.е. смертельную коробку). Как и в случае треугольного мата, если король находится на краю доски, никакие другие фигуры не задействованы, в противном случае другие фигуры соперника препятствуют его побегу.

 
Поделиться...
Оформление...
Повернуть доску
Настройки
MoveNResultEloPlayers
Сделайте ход и смотрите здесь Онлайн-книгу
1.e4 e5 2.f4 exf4 3.h4 Be7 4.Qg4 d5 5.Qxf4 dxe4 6.Qxe4 Nf6 7.Qa4+ c6 8.d3 0-0 9.Bf4 Re8 10.Be2 Na6 11.c4? Bb4+ 12.Kf1 Qd4 13.Bd2 Bc5 14.Be1 Bg4 14...Ng4! 15.Nc3 Re5 16.Nf3 Bxf3 17.gxf3 Rae8 18.Qd1 Nh5 19.Ne4 Bb6 20.Bc3 Ng3+ 21.Kg2 Qe3 22.Kxg3 Rxe4 23.dxe4 Rxe4 24.Qd3 24.Kh3+- 24...Qf2+ 25.Kh3 Rxh4# 0–1
  • Запустить движок для анализа:
  • Попробуйте максимально увеличить доску:
  • Используйте четыре клавиши курсора, чтобы просмотреть игру. Делайте ходы, чтобы проанализировать себя.
  • Нажмите Ctrl-B, чтобы повернуть доску.
  • Переносите разделительные полосы между оконными панелями.
WhiteEloWBlackEloBResYearECOEventRnd
Abbe de Lionne / Morant-Auzout / Maubuisson-0–11680C33Paris

№30. Эполетный мат

В этом мате ферзь или защищённая ладья дают мат королю, который застрял между двумя своими фигурами (часто ладьями) или ладьёй и краем доски.

Своё название этот мат получил из-за сходства с погонами — декоративными погонами, которые носят на военной форме.

 
Поделиться...
Оформление...
Повернуть доску
Настройки
MoveNResultEloPlayers
Сделайте ход и смотрите здесь Онлайн-книгу
1.e4 c6 2.d4 d5 3.Nc3 dxe4 4.Nxe4 Bf5 5.Ng3 Bg6 6.h4 h6 7.Nf3 Nd7 8.h5 Bh7 9.Bd3 Bxd3 10.Qxd3 e6 11.Bf4 Ngf6 12.0-0-0 Be7 13.Ne4 Qa5 14.Kb1 0-0 15.Nxf6+ Nxf6 16.Ne5 Rad8 17.Qe2 c5 18.Ng6 fxg6 19.Qxe6+ Kh8 20.hxg6 Ng8 21.Bxh6 gxh6 22.Rxh6+ Nxh6 23.Qxe7 Nf7 24.gxf7 Kg7 25.Rd3 Rd6 26.Rg3+ Rg6 27.Qe5+ Kxf7 28.Qf5+ Rf6 29.Qd7# 1–0
  • Запустить движок для анализа:
  • Попробуйте максимально увеличить доску:
  • Используйте четыре клавиши курсора, чтобы просмотреть игру. Делайте ходы, чтобы проанализировать себя.
  • Нажмите Ctrl-B, чтобы повернуть доску.
  • Переносите разделительные полосы между оконными панелями.
WhiteEloWBlackEloBResYearECOEventRnd
Magnus Carlsen2484Sipke Ernst24741–02004B18Corus Group C12

№31. Мат Легаля

Этот мат ставится на королевском фланге. Он включает в себя жертву ферзя, и если соперник принимает жертву, мат ставится лёгкими фигурами.

 
Поделиться...
Оформление...
Повернуть доску
Настройки
MoveNResultEloPlayers
Сделайте ход и смотрите здесь Онлайн-книгу
1.e4 e5 2.Nf3 d6 3.Bc4 Bg4 4.Nc3 g6 5.Nxe5 Bxd1 6.Bxf7+ Ke7 7.Nd5# 1–0
  • Запустить движок для анализа:
  • Попробуйте максимально увеличить доску:
  • Используйте четыре клавиши курсора, чтобы просмотреть игру. Делайте ходы, чтобы проанализировать себя.
  • Нажмите Ctrl-B, чтобы повернуть доску.
  • Переносите разделительные полосы между оконными панелями.
WhiteEloWBlackEloBResYearECOEventRnd
Kermur Sire De Legal-Saint Brie-1–01750C41Odds game

Резюме

Данные матовые шаблоны являются примерами некоторых распространённых и не очень распространенных матов, а также их практическими примерами. Изучая их, вы разовьёте своё тактическое зрение и сможете использовать данные приёмы в своих играх.

Даже менее распространённые из них преподают ценные уроки взаимодействия фигур, поэтому стоит изучить их всё.

Примечание: Если вы стремитесь к резкому увеличению шахматного уровня, то необходимо систематически работать над всеми элементами игры:

  • Тактика
  • Позиционная игра
  • Атакующие навыки
  • Техника эндшпиля
  • Анализ классических игр
  • Психологическая подготовка
  • И еще многое другое

На первый взгляд кажется, что предстоит много работы. Но благодаря нашему учебному курсу Ваше обучение пройдёт легко, эффективно и с минимальными затратами времени. Присоединяйтесь к программе обучения «Шахматы. Перезагрузка за 21 День», прямо сейчас!

НЕТ ПРОГРЕССА В ШАХМАТАХ?

Вам поможет 21-дневный интенсив по шахматам. Гарантия!

Полезные статьи

Нет комментариев


© Copyright 2011-2025 Шахматный клуб XChess.ru. Все права защищены!