Борьба против варианта Найдорфа: Часть 1

Дата публикации: 25 сентября 2017
Просмотры: 17391

Сегодня мы рассмотрим, как бороться против варианта Найдорфа. Этот дебют чаще других встречается после ходов 1. e4 c5. Для Белых я предложу известные и успешные идеи, которые помогут победить Найдорфа, при этом, без острых вариантов и риска проиграть партию.

Не секрет, что в течение последних десятилетий вариант Найдорфа самое распространённое оружие против 1. e4, которое применяют как клубные игроки, так и профессионалы. Одна из причин, почему Найдорф настолько распространён, заключается в том, что с самого начала игры Черные борются за инициативу, стремясь не только уравнять игру, но и победить. Другая причина в том, что Черные справляются с дисбалансом игры и избегают ничейных позиций. Вот почему вариант Найдорфа считается одним из самых сложных вариантов в Сицилианской защите.

Цель этой статьи – предложить альтернативный вариант борьбы в тихом позиционном стиле. Мы обсудим, так называемый вариант Карпова, позиционную систему с ходом 6. Be2. Этот ход играли многие сильные гроссмейстеры, но именно экс-чемпион мира внес наибольший вклад в его развитие. Этот вариант также применяют другие известные шахматисты, такие как Найджел Шорт («Nigel Short»), Ананд («Vishwanathan Anand») и Леко («Peter Leko»).

 
Поделиться...
Оформление...
Повернуть доску
Настройки
MoveNResultEloPlayers
Сделайте ход и смотрите здесь Онлайн-книгу
1.e4 c5 2.Nf3 d6 3.d4 cxd4 4.Nxd4 Nf6 5.Nc3 a6 Это стандартная Найдорф структура, пешка а6 не позволяет Белым коням и белопольному слону вторгнуться на b5. 6.Be2 Начало спокойной, позиционной игры e5 Атака центрального коня. 7.Nb3 Be7 8.0-0 0-0 9.Be3 Be6 10.Qd2 Это, начальная точка сегодняшнего анализа.
  • Запустить движок для анализа:
  • Попробуйте максимально увеличить доску:
  • Используйте четыре клавиши курсора, чтобы просмотреть игру. Делайте ходы, чтобы проанализировать себя.
  • Нажмите Ctrl-B, чтобы повернуть доску.
  • Переносите разделительные полосы между оконными панелями.
WhiteEloWBlackEloBResYearECOEventRnd
Jakovenko Dmitry-Carlsen Magnus-2009B92Nanjing Pearl Spring

Система, которую мы рассмотрим, начинается после ходов 1. e4 c5 2. Nf3 d6 3. d4 cxd4 4. Nxd4 Nf6 5. Nc3 a6 6. Be2 e5 (Черные также могу играть 6...e6, но его мы рассмотрим в других статьях) 7. Nb3 Be7 8. 0-0 0-0 9. Be3 Be6 10. Qd2:

Готовы начать систематическое обучение, которое действительно работает?

Начать Шахматные Тренировки
Нажмите здесь, чтобы начать тренировку, используя ежедневную программу.
Вариант Найдорфа

Главная идея Белых – игра на ферзевом фланге. Сначала они контролируют контригру Черных, а затем продвигают ферзевые пешки. Например, после естественного 10...b5 следует 11. a4 b4 12. Nd5 Nxe4 13. Nxe7 Qxe7 14. Qxb4, в результате у Белых лучше из-за двух слонов и большинства на ферзевом фланге.

  • Чтобы максимально ограничить игру, Белые играют a4-a5, с последующим Rfd1. Таким образом, Белые держат под контролем стандартные реакции Черных – b5 и d5.
  • Другой распространенный план за Белых, это перевод ферзя на е1, когда сыграно Rfd1. Ферзь не только освобождает линию d для ладьи, но он также может перейти на f2 или f1 с сильным давлением на ферзевый фланг Черных.
  • У Черных есть много путей уравнять позицию, но они не могут избежать позиционной борьбы. Обычно они расставляются так – ферзя на с7, ладьи на d8 и c8 и затем Nd7-c5. После размена на с5, меняется пешечная структура и поле с4 становиться важной целью. Поэтому Белые обычно играют Qf1 и Bc4.

Хотя, теоретически, у Черных есть несколько способов добиться равенства, но этот вариант остается интересным оружием для тех, кто хочет поиграть в длинную позиционную игру. Как мы увидим во многих играх, Белые обычно играют Nd5, и после взятия коня, получают большинство на ферзевом фланге, которое они пытаются продвинуть. Как правило, это главная идея, о которой следует помнить. Одним из основателей этой концепции был гроссмейстер Ефим Геллер, который признал потенциал этой структуры. Это мы увидим в его игре против чемпиона мира Бобби Фишера.

 
Поделиться...
Оформление...
Повернуть доску
Настройки
MoveNResultEloPlayers
Сделайте ход и смотрите здесь Онлайн-книгу
1.e4 c5 2.Nf3 d6 3.d4 cxd4 4.Nxd4 Nf6 5.Nc3 a6 6.Be2 e5 7.Nb3 Be7 8.0-0 0-0 9.Be3 Qc7 Это не плохой ход, но он дает Белым дополнительную возможность - Nd5, с атакой ферзя. Современная теория рекомендует Be6, с последующим Nbd7. 10.a4 Be6 11.a5 Nbd7 12.Nd5!? Если Черный Ферзь стоял бы на d8, то Белые не смогли так быстро сделать этот ход, потому что им нужно сначала защитить пешку е4. Nxd5 12...Bxd5 13.exd5 b5 14.axb6 Nxb6 15.c4! /\ 16.Na5 a5! 15...Nxc4 16.Qc2 Rfc8 17.Rfc1 Nxe3 18.Qxc7 Rxc7 19.Rxc7 Nexd5 20.Rb7± 16.Rxa5 Rxa5 17.Nxa5 Nbxd5 18.Bd2 Nf4 19.b4± Bradvarevic-Nemet/Bled/1963/ 13.exd5± Bf5 14.c4 Bg6 15.Rc1 /\ 16.c5 Nc5?! Неверный ход; 15...f5 16.c5 f4 16...dxc5 17.Nxc5 Nxc5 18.b4 f4 19.Bxc5 Bd6 17.cxd6 Qxd6 18.Bc5 Nxc5 19.Nxc5 16.Nxc5 dxc5 17.b4! Этим ходом, Белые стемяться к прорыву по линии b. Rac8 17...cxb4 18.Bb6 с идеей 19. c5. По мере продвижение пешек, у Белых будет лучше. 17...f5?! 18.Qb3 Bd6 19.Rfd1 19.bxc5 Bxc5 20.Bxc5 Qxc5 21.Qxb7 Qxa5 22.Ra1 Qd2 19...Qe7 20.bxc5 Bxc5 21.Bxc5 Rxc5 22.Ra1! с идеей Ra4, Rb4, Rb6 и d6 Rd8 23.Ra4 Bf5 24.Rb4 Bc8 25.Rb6 Rd6 25...Rxa5 26.d6 Qd7 27.Bf3+- 26.Qb4 Qc7 27.Rxd6 Qxd6 28.Rb1 Qc7 28...g6 29.Qa3? Rxd5 29.Qa4! С идеей 30. Rb6 Bd7 30.Qa3 Rxa5 31.Rxb7 Qxb7 32.Qxa5 g6 33.h3 Qb1+ 34.Kh2 Bf5 34...Qc2 35.Qd8+ Kg7 36.Qxd7 Qxe2 37.Qc7! a5 38.f4 a4 39.fxe5 a3 40.e6 a2 41.Qxf7+ Kh6 42.Qf6+- 35.Qc3 Qe4 36.Bf3 Qd4 37.Qxd4 exd4 38.g4 Bc8 38...a5 39.gxf5 a4 40.d6 Kf8 41.c5+- 38...Bc2 39.c5 d3 40.c6 Ba4 41.d6+- 39.c5 a5 40.c6 Kf8 41.d6 41.d6 Ke8 41...a4 42.c7 a3 43.Bc6 a2 44.d7 Bxd7 45.Bxd7 a1Q 46.c8Q++- 42.Bd1 Ba6 43.g5 Bb5 43...Kd8 44.Bg4 44.c7 Bd7 45.Ba4+- 1–0
  • Запустить движок для анализа:
  • Попробуйте максимально увеличить доску:
  • Используйте четыре клавиши курсора, чтобы просмотреть игру. Делайте ходы, чтобы проанализировать себя.
  • Нажмите Ctrl-B, чтобы повернуть доску.
  • Переносите разделительные полосы между оконными панелями.
WhiteEloWBlackEloBResYearECOEventRnd
Geller,E-Fischer,R-1–01962B92Candidates Tournament2

Игры Карпова:

Игра 1:

 
Поделиться...
Оформление...
Повернуть доску
Настройки
MoveNResultEloPlayers
Сделайте ход и смотрите здесь Онлайн-книгу
1.e4 c5 2.Nf3 d6 3.d4 cxd4 4.Nxd4 Nf6 5.Nc3 a6 6.Be2 e5 7.Nb3 Be7 8.0-0 0-0 9.Be3 Be6 10.Qd2 Nbd7 11.a4 Nb6!? Интересный ход. Черные хотят попасть на с4 прежде, чем Белые сыграют a4-a5. 12.a5 Nc4 13.Bxc4 Bxc4 14.Rfd1 h6?! Этот ход препятствует идеи уничтожения главного защитника поля d5, с помощью Bg5 и последующим Bxf6. Однако, Черные могут сразу играть Rc8. 15.Nc1 Белые хотят захватить контроль над полем d5. Этот маневр следует помнить. Конь на b3 идет на с1 и далее через d3 (иногда a2) идет на поле b4. Rc8 16.Nd3 Be6 17.Bb6! Необходимый ход. 17.f3 сразу не хорошо, из-за хода d5! 18.Nxe5 Qc7 19.Nd3 dxe4 20.fxe4 Qc6 21.Ne5 Qc7 22.Nd3= 17...Qe8 18.f3 Nd7 19.Be3 f5 20.exf5 Rxf5 21.Nb4 Nf6 22.Nbd5 Nxd5 23.Nxd5 Bf8 23...Bd8 немного лучше. 24.b3 Qf7 25.Nb6 Rc6 26.c4 Be7 27.Qe2 Bd8 28.Nd5 Bxd5 29.Rxd5 После размена на d5, контригра Черных на королевском фланге близка к нулю. У Белых большое преимущество из-за слабой пешки d6. b5?! Этот ход только создает больше слабостей в лагере Черных. 30.axb6 Bxb6 31.Kh1 31.Bxb6 Rxb6 32.Qd3 Qe6 33.Rd1 Rf6 34.Qe3 Rc6 35.c5! Qe7 35...dxc5 36.Rxe5 Qf7 37.Rd8+ Kh7 38.Ree8+- 36.b4 Qa7 37.Qb3 Kh8 37...Kh7 38.Qd3++- 37...Kf8 38.Kh1± 38.Qd3 с идеей Kh1. a5 39.Ra1 a4 40.Kh1± 31...Bxe3 32.Qxe3 Qc7 33.Rad1 Rf6 34.h3 Qb6 35.Qd3 Qb4 36.Kh2 Qb8 37.Re1 Rf8 38.Re4 Белые просто делают полезные движения и улучшают положение своих фигур. У черных нет ничего, кроме ожидания, и их позиция будет медленно разваливаться после того, как Белые продвинут свои ферзевые пешки. Qc7 39.Rg4 Rf6 40.b4 Qb6 41.c5! Qc7 42.Kh1 42.Re4 также сильно 42...a5 43.Rc4 Qb8? 43...e4! единственный ход 44.fxe4 axb4 45.cxd6 Rfxd6 и теперь у Белых есть 46.e5! Rxc4 47.exd6 Rc1+ 48.Kh2 Qd7 49.Qb3± 44.cxd6 Rcxd6 45.bxa5 Qd8 46.Rcc5 1–0
  • Запустить движок для анализа:
  • Попробуйте максимально увеличить доску:
  • Используйте четыре клавиши курсора, чтобы просмотреть игру. Делайте ходы, чтобы проанализировать себя.
  • Нажмите Ctrl-B, чтобы повернуть доску.
  • Переносите разделительные полосы между оконными панелями.
WhiteEloWBlackEloBResYearECOEventRnd
Karpov,A2725Quinteros,M25401–01982B92Luzern ol (Men)11

Игра 2:

 
Поделиться...
Оформление...
Повернуть доску
Настройки
MoveNResultEloPlayers
Сделайте ход и смотрите здесь Онлайн-книгу
1.e4 c5 2.Nf3 d6 3.d4 Nf6 4.Nc3 cxd4 5.Nxd4 a6 6.Be2 e5 7.Nb3 Be7 8.0-0 0-0 9.Be3 Be6 10.Qd2 Nbd7 11.a4 Rc8 12.a5 Qc7 12...Nc5!? Этот ход применяется Топаловым и Анандом. 13.Rfd1 Rfd8 14.Qe1 Qc6 15.Bf3! Bc4 16.Nc1 Снова типовой маневр, который мы видели в партии Karpov - Quinteros. h6 17.N1a2 Nc5 18.Nb4 Qe8 19.g3 19.h3!? 19...Rc7 20.Bg2 Rdc8 21.b3 Be6 22.Ncd5 Nxd5 23.Nxd5 Bxd5 24.Rxd5 У Белых большое преимущество - пара слонов и контроль поля d5. Rc6 25.Rad1 Ne6 26.c4 Bg5 27.Ba7! Ra8 28.Bb6 Bd8 29.Be3 Bc7 29...Bg5 30.Rxd6± 30.Qe2 b6 31.b4! bxa5 32.b5 axb5 33.cxb5 Rc5 Черные вынуждены отдать качество, чтобы избавиться от сильного слона e3. 33...Rc3 34.b6 Bd8 35.Rxd6± 34.Bxc5 Nxc5 35.Bf1 a4 36.Qc2 a3 37.Bc4 Ne6 38.R5d3 Nd4 39.Qa2 Bb6 40.Rxa3+- 1–0
  • Запустить движок для анализа:
  • Попробуйте максимально увеличить доску:
  • Используйте четыре клавиши курсора, чтобы просмотреть игру. Делайте ходы, чтобы проанализировать себя.
  • Нажмите Ctrl-B, чтобы повернуть доску.
  • Переносите разделительные полосы между оконными панелями.
WhiteEloWBlackEloBResYearECOEventRnd
Karpov,A2720Nunn,J26001–01985B92OHRA1

Игра 3:

 
Поделиться...
Оформление...
Повернуть доску
Настройки
MoveNResultEloPlayers
Сделайте ход и смотрите здесь Онлайн-книгу
1.e4 c5 2.Nf3 d6 3.d4 cxd4 4.Nxd4 Nf6 5.Nc3 a6 6.Be2 e5 7.Nb3 Be7 8.0-0 0-0 9.Be3 Be6 10.Qd2 Nbd7 11.a4 Rc8 12.a5 Qc7 13.Rfc1 Это другая идея, которую следует помнить в этой позиции. Ладью мы ставим на с1. Здесь она не только защищает с2, но и поддерживает ее продвижение в будущем. Qc6 14.Bf3 Это лучший способ защитить пешку е4. Белые должны помнить, им необходимо предотвратить прорыв d6-d5. Bc4 15.Ra4 Rfd8 16.Rb4 Qc7 17.Nd5 Nxd5 18.exd5 После размена на d5 стратегия определяется - Белые будут пытаться продвигать пешки на ферзевом фланге, а Черные будут искать контригру в центре и королевском фланге. f5 19.Be2 Bxb3?! Лучше 19...Bxe2 20.Qxe2= 20.Rxb3 f4 21.Bb6! Белые идут в миттельшпиль с разнопольными слонами, где Белопольный слон сильнее. Nxb6 22.Rxb6 Bg5 23.Bg4 Rb8 24.Re1 Ладья направляется к полю e4. Qc5 25.Re4 Rf8 26.b4 Qc7 27.c4 Белые пешки начинают свое движение. Kh8 28.c5 dxc5 29.d6 Qd8 30.bxc5 f3 31.Qd5 fxg2 32.Rxe5 Qf6 33.Rf5 Qa1+ 34.Kxg2 Bf6 35.d7 Qxa5 36.Rxb7 Rxb7 37.Qxb7 Qd8 38.c6 a5 39.c7 Qxd7 40.Rf4 1–0
  • Запустить движок для анализа:
  • Попробуйте максимально увеличить доску:
  • Используйте четыре клавиши курсора, чтобы просмотреть игру. Делайте ходы, чтобы проанализировать себя.
  • Нажмите Ctrl-B, чтобы повернуть доску.
  • Переносите разделительные полосы между оконными панелями.
WhiteEloWBlackEloBResYearECOEventRnd
Karpov,A2720Portisch,L26301–01982B92Phillips&Drew

Примечание: Если вы стремитесь к резкому увеличению шахматного уровня, то необходимо систематически работать над всеми элементами игры:

  • Тактика
  • Позиционная игра
  • Атакующие навыки
  • Техника эндшпиля
  • Анализ классических игр
  • Психологическая подготовка
  • И еще многое другое

На первый взгляд кажется, что предстоит много работы. Но благодаря нашему учебному курсу Ваше обучение пройдёт легко, эффективно и с минимальными затратами времени. Присоединяйтесь к программе обучения «Шахматы. Перезагрузка за 21 День», прямо сейчас!

НЕТ ПРОГРЕССА В ШАХМАТАХ?

Вам поможет 21-дневный интенсив по шахматам. Гарантия!

Полезные статьи

Нет комментариев


© Copyright 2011-2025 Шахматный клуб XChess.ru. Все права защищены!