Если вы готовы узнать, как ходят шахматные фигуры, то смотрим статью дальше. Вы будете удивлены, насколько это просто. Когда я учился в начальной школе, мой друг научился играть в шахматы. Его мать сделала ему классический комплимент: «Это очень хорошо, дорогой, но нужны годы, чтобы научиться играть в настоящие шахматы». Хотя это правда, что шахматы - сложная игра, у вас не возникнет проблем с изучением правил и игры в шахматы прямо сейчас.
В двух словах, как ходят все шахматные фигуры:
В шахматах игроки ходят по очереди. Вы не можете пропустить ход или сделать пас, даже если вынужденный ход означает, что вы проиграете игру. И пока мы разбираемся с основами, я хочу привести краткий факт, который касается всех фигур:
Кроме коня, никакая другая фигура не может изменить направление в середине хода!
Вы не можете начать перемещать свою фигуру в одном направлении, а затем, во время этого же движения поменять направление, зигзагообразно перемещаясь по доске, как мышь-берсерк в лабиринте. Только когда вы начнёте свой следующий ход, вы сможете изменить направление, в котором движется фигура.
Двигаясь по доске, следует быть внимательным к возможностям взятия фигур и пешек оппонента. Взятие вражеской фигуры или пешки - это простой способ переместить вашу фигуру или пешку на поле, занимаемое вражеской фигурой, и убрать её с доски. Любая фигура, кроме короля, может быть взята. (Для Короля неизбежное взятие завершает игру до того, как это взятие будет фактически осуществлено).
Фигуры и пешки вместе известны как материал. Если вы возьмёте одну из фигур вашего противника, вы получите материал. Если затем он возьмёт или «съест» вашу эквивалентную фигуру, то говорят, что он «вернул» эту фигуру, и материал считается равным.
Король всегда представлял монарха, от Раджи в Индии до Шаха в Персии и Сира во Франции. Король - самая важная фигура на доске просто потому, что его взятие означает проигрыш в игре. Тот факт, что король - самая важная фигура, никоим образом не делает её самой могущественной. Он не может перепрыгивать через другие фигуры (как конь) и не может жертвовать собой. Король всегда ходил точно так же, как и сегодня, за исключением того, что рокировка (особый ход с королём и ладьёй) была изобретена примерно после 13-го века.
Король может перемещаться на одно поле в любом направлении, горизонтально, вертикально или по диагонали, и он может двигаться как вперёд, так и назад.
На диаграмме показана сфера влияния короля с полей c5 и f5.
Диаграмма, показывающая, как ходит король
Объединяя силы слона и ладьи, ферзь имеет возможность контролировать удивительное количество полей. За один ход ферзь можете перемещается на любое расстояние по горизонтали, вертикали или диагонали. Он может двигаться назад, но не может перепрыгивать через другие фигуры.
Диаграмма, показывающая ходы Ферзём
Более 1400 лет назад в оригинальной индийской игре Чатуранга ферзь был самой слабой фигурой, его ходы ограничивались четырьмя клетками, по диагонали примыкающими к полю, на которой стоял ферзь. В то время эта фигура были известны не как Ферзь, а как Мантри, что на английском языке означает советник Короля.
Когда игра распространилась на Персию, Мантри превратился в Фирзана (что означает мудрый человек). В Европе это название никогда не переводилось буквально. С самого начала эта фигура была известна как Lady (Дама на испанском языке). Поскольку европейцы считали естественным для короля иметь супругу, во многих странах Леди стала Королевой. В России и ряда стран мы называем эту фигуру Ферзём.
Примерно в 1475 году ходы Ферзя были увеличены, чтобы сделать его самой сильной фигурой на доске. Итальянцы охарактеризовали новинку как furioso , а новую игру как scacchi alla rabioso (бешеные шахматы), которое не имеет ничего общего с психическим состоянием шахматистов!
Ладья одна из сильнейших шахматных фигур. Ладья ходит на одно или несколько полей по вертикали или горизонтали. Как и большинство других фигур, Ладья не может перепрыгивать вражеские или дружественные фигуры, но может двигаться назад, вперёд и вбок. Она может двигаться горизонтально или вертикально, но не по диагонали.
В старых индийских шахматах ладья имеет форму колесницы. Подходящая аналогия для фигуры, которая взрывает открытые линии и перемещается с огромной скоростью и силой.
Сфера влияния ладьи с поля c5
До 15-го века, когда Ферзь стал самой могущественной фигурой, безраздельно властвовала Ладья. Эта фигура была настолько важна, что игрок, атакующий её, должен был показать свой манёвр, сказав “Шах-Ладье”.
Хотя сила ладьи не менялась за всю историю шахмат, её название претерпело различные трансформации. Первоначально она называлась Ратха (Санскритское название Колесницы). В Европе она путешествовала под арабским названием Рух. Итальянцы использовали похожее по звучанию имя Рокко (что означает башня).
Поскольку Ладья - это небольшая башня, западные европейцы последовали примеру итальянцев двумя способами:
Таким образом, хотя колесница отдалённо напоминает башню на колёсах, то это скорее случайное сходство между звучанием арабского и итальянского слова, а связь между башнями и королями дало нам современную ладью.
Некоторые игроки неправильно называют ладью - замком. Однако, если вы слышите название «замок», не указывайте на ошибку. Назвать ладью замком - это самая маленькая ошибка, которую вы можете сделать в шахматах, потому что все понимают, о какой фигуре идёт речь.
Предшественником современного Слона был Fil или Al-Fil (что означает слон). Это была более слабая фигура, чем её современный аналог, потому что она могла прыгать по диагонали только через одну клетку.
Европейцам, которые никогда не видели слона, было непросто приспособить это животное к королевскому двору. Со временем итальянцы назвали эту фигуру Alfiere (что означает знаменосец), а немцы - Laufer (что означает бегун).
Во Франции стилизованный слон на индийских шахматах считался похожим на фуражку придворного шута, поэтому фигуры стали известны как Fou (что означает «дурак»). В Англии считалось, что эта фигура напоминает митру Епископа, символ, который хорошо вписывался в структуру власти того времени: Король, королева и церковь.
Слон считается примерно равным по стоимости коню, хотя многие шахматные писатели дают слону небольшое преимущество.
К концу 15-го века, слон потерял способность прыгать через поля, но приобрёл дальнобойную манёвренность по диагонали, с возможностью двигаться вперёд или назад. Подобно ладье, королю и ферзю, слон не может перепрыгивать через другие фигуры.
Единственная слабость слона в том, что он ограничен полями одного цвета на протяжении всей игры. Это ограничение снижает эффективность одного слона, но два слона, работая вместе, могут разрезать противника, как ножницы. Как команда они действительно сильны.
У большинства начинающих шахматистов отношения любви и ненависти к коню. Им нравится странная манера движения коня, прыгающего на ничего не подозревающие фигуры оппонента. Но они опасаются способности вражеского коня прыгать повсюду и уничтожать их собственные фигуры. По мере накопления опыта многие игроки (в том числе и я) испытывают особую привязанность к шахматным коням.
Конь имеет самый странный ход из всех фигур. Он ходит на три поля, два поля в одном направлении, а затем ещё на одно поле под прямым углом.
В результате получается Г-образный ход. Конь может ходить назад, и это единственная фигура, которая может перепрыгивать другие фигуры.
Белый конь может прыгнуть на любое из 8 полей.
Не изменившийся за 1400 лет, Конь имел вариации одной и той же формы и перемещался по доске таким же образом с момента изобретения игры. Он был известен как лошадь Индейцев, Персов и Арабов, а поскольку лошадь (конь) была легко узнаваема европейцами, во многих странах имя осталось прежним.
В других странах, включая Англию и Францию, лошадь приобрела всадника и стала рыцарем, что привело этот образ в соответствие с этикой рыцарства, связанной с королём, королевой и епископом.
Пешки - самые слабые игроки на доске. Они прокладывают путь к более сильным фигурам и часто жертвуют собой ради славы всей армии. Первоначальное Санскритское имя пешки было Падати. Сравнивая это слово с латинским словом «стопа», педикюр, мы можем понять, почему пешку часто сравнивают с пехотинцем. На самом деле, арабское слово Байдак означает пешку.
С первых дней развития шахмат у пешки было одно и то же основное движение: Она ходит вперёд по одному полю за раз. Пешка - единственная фигура, которая не может двигаться назад, она также единственная, которая берёт иным способом, чем ходит: Пешка может взять только на одном поле по диагонали.
В этой позиции белая пешка может взять либо чёрного коня, либо чёрную пешку, если чёрная пешка не «съест» её первой! Если поставить пешку или фигуру прям перед вражеской пешкой, то ее можно обездвижить.
Когда в эпоху Возрождения игра ускорялась, пешка приобрела две динамические способности.
Первая способность относительно проста: Если пешка никогда не ходила, то у неё есть возможность сделать ход на одно или два поля.
И белые, и чёрные пешки могут ходить на два поля вперёд.
Превращение пешки: Вторая способность имеет гораздо глубокие последствия. Пешка может показаться неважной, но теперь она далеко не бессильна! Подобно гусенице, пешка мечтает о том дне, когда сможет трансформироваться. Всё, что ей нужно сделать, это дойти по доске до 8-й горизонтали (1-й с точки зрения чёрных), и она немедленно превращается в фигуру своего цвета.
Пешка может стать Ферзём, Конём, Слоном или Ладьёй. Она не может стать королём или оставаться пешкой.
Теоретически у вас может быть сразу 9 ферзей на доске, если все восемь ваших пешек дойдут до последнего ряда! Изначально пешка могла быть повышена только до министра (слабая первоначальная форма Ферзя). С огромным усилением ферзя превращение пешки в ферзя стало ключевой стратегией во многих играх.