Сянци – логическая настольная игра из Китая, имеющая некоторое сходство с европейскими шахматами, индийской чатурангой и японскими сёги. Эту игру нередко называют китайскими шахматами. Сянци является одной из самых распространённых в мире настольных игр типа шахмат, если учитывать количество играющих, тем более, что эта игра популярна и в некоторых других странах, кроме Китая. Сянци вошли в список Всемирных интеллектуальных игр в 2008-м и 2012-м годах.
Европейскими исследователями сянци рассматривается в качестве одного из ответвлений класса игр, произошедших от чатуранги, возникшей в Индии не позже 6-го века. Чатурангу считают общим предком всех существующих сегодня игр типа шахмат. В ходе продвижения чатуранги на запад на её основе возник арабский шатрандж, из которого, в свою очередь, позже возникли современные шахматы. В ходе распространения на восток и проникновения в Китай чатуранга подверглась сильному влиянию китайских традиций, трансформировавшись в сянци, а на их основе появилась игра сёги, которая популярна в Японии. Также в Корее на основе сянци возникла игра чанги, в которую играют на почти такой же доске и такими же фигурами, однако её правила несколько отличаются от правил сянци.
Часть китайских исследователей не разделяет мнение о том, что сянци произошли от чатуранги. Используя как аргумент документы, старейшие из которых относятся к эпохе Хань, они считают, что игра, которая была предком сянци, возникла в Китае примерно 3500 лет назад, а её изначальное название было “любо”. В ней тоже передвигали фишки на доске и среди них присутствовали пешки и генерал, которые делали ходы по-разному в соответствии с правилами, однако ход определяли с помощью игральных костей, поэтому в игре присутствовал элемент случайности. Позднее кости отменили и получили игру, которая называлась “сайчжан” или “гэу”. Согласно легенде, её правила утвердил лично император Китая того времени Хань У-ди.
Во время эпохи Тан правила изменились, расширилось разнообразие фигур, результатом чего стали правила сянци, которые были уже довольно близкими к современным правилам этой игры. Достоверно установлено, что как минимум в 8-м столетии в Китае уже существовали сянци, в которые играли вдвоём, кости тогда уже не использовали, а фигуры совпадали с фигурами в чатуранге – генерал (или король), слон, конь, колесница (или ладья) и солдаты (или пешки). Фигуры делали ходы, довольно похожие на ходы в чатуранге (но в последней фигуры ставили на поля, тогда как в сянци они стоят на пересечениях линий). Вряд ли такое сходство могло возникнуть случайно, намного более вероятно, что, даже если чатуранга не была прямым предком сянци, она, по крайней мере, в значительной степени повлияла на китайскую древнюю игру, от которой непосредственно произошли сянци. Название игры, согласно распространённой версии, произошло от словосочетания «фигуры из слоновой кости», поскольку именно из этого материала изготовлялись в то время фигурки для сянци. В отличие от нынешних предельно простых фигур, украшенных только иероглифами, тогда часто использовались объёмные фигуры, созданные путём художественной работы и “полноценно” изображавшие персонажей – колесницы, лошадей, слонов, генералов.
Важно учитывать, что документы, в особенности довольно древние, отнюдь не всегда могут толковаться однозначно, потому вопрос относительно происхождения сянци остаётся пока открытым.
Из древних документов известна в подробностях партия в сянци, сыгранная в 10-м веке между даосским отшельником Чэнь Туанем и императором, завершившая победой даоса.
Первым эпизодом знакомства с сянци в Европе стала гравюра Джона Инграма, которая издавалась в Париже в 1741-1763 гг. (но фигуры, которые изображены на ней, не соответствуют реальным фигурам сянци, видимо, потому, что график был не слишком хорошо знаком с ними).
Самым сильным игроком 20-го века был Ху Жунхуа, который стал чемпионом Китая 14 раз. Возможно, сильнейшим современным игроком в сянци является Люй Цинь, 5 раз становившийся чемпионом Китая в 21-м столетии.
С 1970-х годов в СССР издавались книги и выпускались наборы китайских шахмат под названием Чо Хонг Ки.
Для этой игры используется прямоугольная доска, которая расчерчена горизонтальными и вертикальными линиями. Её размеры – 9 на 10 линий. Аналогично игре го, фигуры устанавливаются на пересечениях линий, а не в клетках. Между двумя центральными горизонтальными линиями расположена река, влияющая на передвижение воинов, коней и слонов. Отмеченные двумя имеющимися на доске диагональными линиями квадраты 3 на 3 называются дворцами или крепостями. Генералы и советники согласно правилам не могут выходить из этих квадратов.
Игрок в начале игры имеет в распоряжении комплект фигур, по форме напоминающих шашки, изготовляющиеся в большинстве случаев из дерева. На них нанесены иероглифы. Иероглифы на одном и том же виде фигуры в двух разных наборах могут различаться. Традиционно у одной из сторон фигуры имеют красный цвет (реже – белый), а у другой – чёрный (иногда – синий либо зелёный). Относительно того, фигуры какого цвета делают ход первыми, есть некоторые разногласия в разных регионах, однако на турнирах чаще всего первый ход делают красные.
Как ходят разные фигуры в сянци:
Некоторые другие ходы также запрещены правилами. Запрещено постоянно угрожать взятием какой-либо фигуры соперника, используя как одну, так и две или более собственных фигур. Такой ход называется “вечный шах” (если создаётся угроза королю) либо “вечная атака” (если угрожают другой фигуре, кроме короля).
В сянци употребляются такие термины:
Правила запрещают вечный шах и вечную атаку. При нарушении этого правила засчитывается поражение нарушающему игроку. В случае, когда обе стороны нарушают это правило одновременно, засчитывается ничья. Если же один игрок создаёт вечный шах, а другой в тот же момент – вечную атаку, засчитывается поражение игроку, создающему вечный шах.
Согласно правилам атака или шах могут совершаться не более 6-и раз подряд одной фигурой, не более 12-и раз подряд двумя фигурами, не более 18-и раз подряд – тремя фигурами, после чего шах/атака признаётся вечным/вечной.
Игра завершается в одном из трёх случаев:
В игре сянци есть определённая шкала ценности фигур (ценность пешки, не перешедшей реку, принята за единицу, ценность других фигур выражается в разном количестве не переправившихся пешек):
Во время игры в сянци важно не впадать в крайности – не увлекаться только нападением или только защитой. Имеет большое значение сбалансированность игры, в противном случае даже при огромном материальном преимуществе можно легко потерпеть поражение. Баланс, то есть гармония противоположных начал между собой, является фундаментальной позицией китайской философии и чертой китайской ментальности. Эта особенность сянци, впрочем, имеет довольно простую причину: ходы короля ограничены пределами дворца, потому порой после потери игроком инициативы даже на 1 ход его соперник «уничтожает» небольшими силами недостаточно защищённого короля.