Решение, представленное автором этюда.
Один из основных методов борьбы в шахматной партии. В дебюте он подразумевает мобилизацию сил (фигур и пешек), в миттельшпиле и эндшпиле - их участие в выполнении общего стратегического плана игры или тактической операции, расположение на перспективных позициях. Например, король, который в дебюте и середине игры занимал пассивное положение (в этих стадиях партии, как правило, главная роль короля – его безопасность), в эндшпиле активизируется (обычно выводится вперед) и становиться активной борющейся фигурой.
См. Фигура активная
Исследование, всесторонний разбор имеющихся в данной позиции возможностей и оценка возникающих положений.
От французского attaque – нападение. Существует два понятия атаки в шахматном искусстве: тактическое – прямое нападение на фигуры или пункт соперника, и стратегическое – наступление на каком-либо участке доски или по всей доске.
Расположение двух разноименных фигур одного цвета на одной линии. Отвод стоящей впереди (по отношению к королю противника) фигуры (она называется первой фигурой батареи) – выстрел батареи – позволяет включиться в действие второй фигуре. Батарея называется по первой фигуре – королевская, коневая, слоновая, ладейная или пешечная.
Ход первой фигуры батареи, осуществляющий нападение первой и (или) второй фигуры на важные пункты.
Объявление мата (шаха) с использованием батарейного удара.
Один или несколько ходов, в процессе которых фигуры, которые составят батарею, располагаются на одной линии в требуемо порядке и на нужных поля.
При ее построении сначала вторая фигура будущей батареи делает ход вдоль линии, переходя так называемое критическое поле (поле, на которое может встать первая фигура батареи). Затем первая фигура батареи переводится на критическое поле, временно выключая вторую фигуру из игры по этой линии и завершая построение батареи.
Работа б.и. состоит в том, что первая фигура батареи приближается к королю противника, то открывая, то закрывая линию действия второй фигуры.
Незащищенная фигура, непрерывно нападающая на фигуру соперника (разновидность вечного нападения). Взятие бешенной фигуры ведет к пату. Нападение бешенной фигуры на короля является разновидностью вечного шаха.
От немецкого Blockade.
Ограничение подвижности фигур и пешек противника своими фигурами и пешками и нарушение взаимодействия неприятельских сил. Ограничение подвижности при блокаде достигается двумя способами — путем контроля полей, на которые могут пойти чужие фигуры и пешки, и путем их механического торможения. Например, блокада черного короля — ограничение его подвижности белыми фигурами.
Ее продвижение остановлено фигурой или пешкой противника, стоящей непосредственно перед ней, или путем контроля поля, на которое пешка может пойти, так что ее продвижение является слабым ходом.
Фигуры или пешки одной из сторон занимают поля возле другой своей фигуры или поодаль от нее, но на важной для данной позиции линии или на пути следования своих же фигур, ограничивая их подвижность.
Разновидность позиционной ничьей — слабейшая сторона, создавая постоянную угрозу (мата, пата, проведения пешки и т. д.), не позволяет сопернику реализовать перевес в силе.
Разновидность позиционной ничьей: сильнейшая сторона не может без ущерба для себя избежать связки.
Разновидность позиционной ничьей: слабейшая сторона постоянным нападением на фигуру (фигуры) соперника не позволяет ему реализовать перевес.
Белая фигура непрерывно преследует черную фигуру, которая, в свою очередь, нападает на белую фигуру.
Белые ищут спасения в пате, а если черные мешают этому, то сами оказываются запатованными.
Позиция, в которой очередь хода невыгодна каждой из сторон.
Согласованное действие фигур и пешек, выполняющих тактический или стратегический план.
Тактический прием: нападение фигуры или пешки на две (двойной удар) или более фигур соперника.
Иногда вилкой называется только двойной удар коня или пешки.
Нападение на фигуру или пешку с помощью батарейного удара.
Проникновение фигур одной из сторон в расположение сил соперника.
Ход с единственной целью — передать очередь хода сопернику. Один из способов поставить соперника в положение цугцванга. Также часто применяется шахматистами во время партий в цейтнотах, чтобы не просрочить время и включить часы соперника.
Тактический прием: в результате скрытого маневра активная сторона получает недостающий для какой-либо операции темп.
Хорошее взаимодействие фигур (от греч. harmonia — связь, стройность, соразмерность; в истории эстетики гармония — характеристика прекрасного)
Ферзь, ладья и слон.
Одно из сложных окончаний. Теория этого эндшпиля разработана в начале XX века выдающимся российским шахматным композитором Алексеем Троицким. Согласно его блестящим анализам, проведенным в начале XX века, когда о компьютерах еще и не мечтали, при блокаде черной пешки конем на одном из полей a3-b5-c4-d3- e3-f4-g5-h3 («абсолютная линия Троицкого») — или дальше от полей превращения — белые выигрывают, в конечном итоге матуя черного короля (черная пешка помогает белым избежать пата) независимо от расположения королей. В ряде позиций (при оттесненном черном короле) мат возможен и при более продвинутой пешке.
Тактический прием: ход, в результате которого осуществляются две угрозы, два нападения или сочетание угрозы и нападения.
Нападение на короля двумя фигурами одновременно. Защититься от такого шаха можно только отходом короля.
Совокупность вариантов, которые надо рассмотреть при расчете той или иной позиции. Термин введен гроссмейстером А. Котовым.
Графическое изображение позиции на шахматной доске в книгах, журналах, на экранах и т. д. Диаграммы на сайте расположены так, что угловое поле а1 расположено слева внизу.
Контроль над шахматным пространством, в результате которого определенные поля становятся недоступными для фигуры соперника. Термин введен выдающимся французским шахматным композитором Анри Ринком (1870-1952).
Добровольная отдача противнику фигуры или пешки, или размен более ценного материала на менее ценный.
Фигура сама идет под бой или совершает неэквивалентный размен.
Атакованная фигура не уходит из-под боя.
Тактический прием (жертва активная) для приближения короля (обычно на расстояние одного хода короля) к чужой дальнобойной фигуре (ладье или слону) или для последующего нападения на нее королем, или для ограничения ее свободы маневра.
Тактический прием: фигура лишается подвижности блокировкой своими же пешками и фигурами (полное замурование) или имеет только слабые ходы (частичное замурование).
Различают три вида замурования:
Ходы пешками или фигурами, помогающие овладеть полями соответствия или избежать цугцванга в течение некоторого времени.
Тактический прием: расположение дальнобойной фигуры за своей или чужой фигурой, после ухода которой она действует на определенное поле или линию.
Способ защиты, когда на линию связки, батареи или опасной дальнобойной фигуры ставится фигура соперника.
Отражение наступательных действий противника.
Проявление активности, основная цель которой — придать действиям своих фигур атакующий характер и, наоборот, лишить противника возможности атаковать, заставить его защищаться. Ради овладения инициативой нередко оправданы материальные жертвы или позиционные уступки.
Поля, занятие которых фигурами ведет к достижению поставленной стратегической цели. В пешечных эндшпилях нередко борьба сводится к передвижению королей по полям соответствия с целью овладеть ключевыми полями.
Форсированный вариант с жертвой, использующий различные тактические приемы и имеющий целью получение преимущества, уравнение позиции или осложнение борьбы для создания практических шансов на победу или ничью — в зависимости от оценки начальной позиции.
От латинского compensatio — возмещение, уравновешивание.
В шахматах компенсация может быть материальной (например, ладья, слон и пешка за ферзя) или позиционной (за пожертвованную пешку или фигуру — атака, активность оставшихся фигур, образование проходной пешки и т. д.). Компенсация может быть достаточная или недостаточная (имеется в виду — для уравнения игры).
См. Оппозиция.
Разновидность позиционной ничьей: неприступная позиция.
Термин в шахматной композиции. Используется для обозначения перехода дальнобойной фигуры через точку пересечения линий действия двух фигур (критическое поле), например, при построении индийской батареи.
Стратегический прием — маневрирование фигурами с целью создания и использования слабостей в лагере противника. Автор термина А. Нимцович: «Процесс лавирования, направленного против двух неприятельских слабостей, можно было бы охарактеризовать приблизительно так: две слабости, сами по себе вполне защитимые, попеременно берутся под обстрел... Партия проигрывается потому, что для защищающегося в какой-нибудь момент оказывается невозможным поспеть за противником в быстроте перегруппировки сил... Можно лавировать и против одной слабости, в этом случае необходимо, чтобы разнообразие способов атаки (например, атака фронтальная, фланговая, обходная) возмещало отсутствующее разнообразие слабостей».
Подъем или спуск фигуры (ферзя, ладьи, короля) графически четкими зигзагами.
Ферзь, ладья и слон.
Одна из сторон имеет на одну фигуру больше.
Попытка вызвать ход противника, казалось бы, для него выгодный, но на самом деле ошибочный.
Один или несколько ходов фигурой (фигурами) одной из сторон для достижения конкретной цели.
Маневр короля, в результате которого остается возможность выбора между двумя или более целями.
Фигуры и пешки на доске в течение партии.
Перевес в силах (фигурах и пешках).
Прием передачи хода противнику без изменения первоначальной позиции с целью создания цугцванга. Прием состоит в маневре фигуры (короля, ладьи, слона, ферзя) по трем полям в то время, как соперник может маневрировать только по двум.
Этюд с числом фигур не более семи
Движение фигуры должно происходить по строго определенным полям. Игра на другие («минированные») поля позволяет сопернику осуществить контригру.
Расположение фигур в этюде до первого хода.
Поле, где король прячется для постройки пата.
Частный случай полей соответствия. Противостояние королей на вертикали, горизонтали или диагонали, когда между ними нечетное число полей.
Оппозиция ближняя — когда между королями одно поле, дальняя — три или пять полей. Иногда применяется термин коневая оппозиция — когда короли расположены на расстоянии хода коня.
Линия, на которой нет пешек обеих сторон.
Объявление шаха в ответ на шах противника. Тактический прием, используемый для перехвата инициативы.
Прием в эндшпиле, когда король встает на пути неприятельского короля, чтобы не пропустить его к важному пункту. Один из методов блокады и выигрыша темпа.
См. Фигура пассивная.
Тактический прием: фигура оттесняется на поле, находясь на котором, не может активно участвовать в борьбе. Если речь идет о пассивизации короля, то, кроме отмеченного, он после оттеснения может подвергаться опасности (угрозы мата, линейные удары и т. д.).
Тактический прием, используемый, в частности, для создания положения цугцванга. (См. также «Метод треугольника»). Цель — создать эту же позицию, но при ходе противника.
Тактический прием: расположение собственной фигуры на линии действия дальнобойной фигуры (неприятельской или своей). Если при этом ограничивается подвижность чужой фигуры (или нарушается взаимодействие чужих фигур), то перекрытие является частным случаем блокады.
Исключение побочных решений или нерешаемости опубликованного этюда, улучшение его формы, обогащение содержания, выполненное самим автором или другим шахматным композитором.
Изменение очередности ходов в намеченном варианте.
Образование проходной пешки с помощью жертвы одной или нескольких пешек.
Слон с ограниченной подвижностью, упирающийся в свою же блокированную пешку.
Решение этюда способом, отличным от авторского.
Позиции, в которых слабейшая сторона добивается ничьей повторением ходов из-за позиционных слабостей в положении соперника или сильнейшая сторона не может реализовать свое преимущество (например, крепость, преследование, блокада).
Поля, овладение которыми позволяет поставить соперника в положение цугцванга.
Если короли находятся на одной линии и число полей между ними нечетное (одно, три или пять), то оппозицией владеет тот из партнеров, кто ходил последним. Владеющий оппозицией получает позиционное преимущество.
Непрерывное нападение на фигуры или пешки противника. Например, вечный шах — непрерывное нападение на короля — частный случай преследования.
См. Жертва приближения (привлечения).
Положение, в котором фигура одной из сторон вынуждена постоянно защищать свои позиционные слабости (фигура не может покинуть поле или линию из-за необходимости защиты другого поля или более ценной фигуры).
В ладейных окончаниях ладью следует ставить сзади проходной пешки — как своей, так и неприятельской.
Как и вообще в шахматах, бывают исключения из этого правила.
Ход, сохраняющий возможность выполнения своего плана в дальнейшем, но или разрушающий план противника, или ухудшающий положение его фигур, или улучшающий положение своих фигур.
Шах, позволяющий выиграть темп с целью улучшения позиции своих фигур или ухудшения позиции фигур противника. Часто применяется для перевода своей фигуры к нужному пункту или для вынуждения невыгодного расположения чужих фигур.
Тактический прием, включающий в себя жертву одной или нескольких фигур или пешек разрушения обороны противник.
От франц. pointe — вершина. Самый трудный (тонкий или скрытый) ход в маневре или комбинации. Термин предложен Леонидом Куббеле, выдающимся российским шахматным композитором.
Тактические приемы, позволяющие предоставить ход королю, находившемуся в патовом положении.
Позиция, в которой линейная фигура ограничивает подвижность находящейся на этой же линии фигуры соперника за счет того, что за связанной фигурой стоит более ценная фигура (относительная связка) или король (абсолютная связка).
Прием ограничения подвижности фигур с помощью связки.
Тактический прием: черные, защищаясь от коневой вилки, смещают свою фигуру, но белые каким-либо способом заставляют сдвинуться и вторую фигуру, после чего конь наносит двойной удар на другом поле.
Превращение пешки в ладью, слона или коня.
Широкое понятие, означающее поле (или фигуру, или пешку на этом поле), которое надо защищать, так как противник напал или угрожает напасть на эту слабость.
Примеры слабостей — поле, на котором угрожает мат; фигура или пешка, на которую напали и которая сама не может защититься; проходная пешка противника, которую нельзя пропустить вперед; поле, которое постоянно надо держать под боем, чтобы блокированная чужая фигура не вырвалась на свободу, и т. д. Привязывание фигур противника к защите своих слабостей — эффективный способ уменьшения активности его фигур.
Матовый финал, в котором собственные фигуры и пешки отнимают у короля все поля для отступления.
Принципы и способы ведения шахматной партии. Элементами стратегии являются: расстановка фигур (в том числе их концентрация на каком-либо участке, обеспечение их взаимодействия, защита своего короля и ослабление чужого), овладение пространством или контроль над ним (например, в центре доски или в районе короля противника), создание хороших своих фигур и плохих чужих, создание и захват открытых линий и слабых полей противника, перспективное расположение своих пешек и ослабление чужих, противодействие стратегическому плану противника (например, путем передислокации сил, опережающего наступления). Совокупность стратегических элементов позволяет оценить позицию и выбрать план игры. Стратегия создает основу (позиционное преимущество) для тактических операций — ударов и комбинаций.
Совокупность приемов и способов выполнения отдельных шахматных операций, характерных для позиций, когда фигуры соперников вступают или могут вступить в непосредственный контакт, нападают или угрожают напасть друг на друга.
Тактические операции включают тактические удары и комбинации.
Активный ход — нападение или угроза, без жертвы или с мнимой (кажущейся) жертвой, использующий дефекты позиции соперника.
Один ход; единица времени в шахматах.
Поле, где пересекаются линии действия фигур.
См. метод треугольника.
Активной будем называть такую фигуру, которая не связана только защитными функциями, но имеет свободу маневра, может создавать угрозы королю, другим фигурам и пешкам противника или ограничивает его контригру (участвует в блокаде, нападениях, преследовании и т. д.).
Фигура, лишенная полезных свойств активной фигуры и, в лучшем случае, выполняющая только защитную работу.
От франц. etude — изучение, исследование. Шахматный этюд — составленная автором позиция, по правилам шахматной игры возможная в партии, содержащая оригинальную идею для достижения выигрыша или ничьей строго единственным способом.