В этой статье мы обсудим весьма распространенные среди шахматистов ошибки в обучении, которые многие из них даже не осознают. Кажется, они всё делают правильно - изучают партии гроссмейстеров, решают тактику и т. д. Но в итоге прогресс у них идёт крайне медленно, или его нет совсем. Сегодня мы выясним почему.
Большинство шахматистов знает, как важно изучать хорошо прокомментированные шахматные партии, чтобы развить у себя позиционное понимание. Тем не менее, многие не совсем понимают, как правильно подходить к этому делу, какие элементы нужно анализировать подробно, и так далее.
Поэтому зачастую шахматисты совершают распространенную ошибку, выбирая количество, а не качество. Они пересматривают множество партий подряд, не разбирая вдумчиво, что происходит в этих играх. Они стремительно читают комментарии и разыгрывают ходы. Эти игроки упускают очень важное. Ведь единственно верный способ эффективно учиться по комментированным партиям – продумывать совершенные ходы заново и ставить себя на место игрока, Просто читать комментарии к партии, не «проживая» её, бесполезно.
После каждого хода изучаемой партии вы должны задать себе следующие вопросы:
Вы также должны принять во внимание альтернативные варианты и сравнить их с основной линией. Затем вам следует ответить на вопрос - превосходят ли альтернативные варианты те, которые сыграны в партии? Только критически обдумав игру и попытавшись ответить на поставленные выше вопросы, вы сможете улучшить собственные шахматы.
Один из моих подписчиков как-то пожаловался, что двух десятков шахматных партий ему мало, ведь он "изучает" их все меньше, чем за 2 дня. Когда я спросил его, как он анализирует эти игры, он ответил, что читает комментарии и разыгрывает ходы. Таким образом, на одну партию у него уходит порядка 5 минут. Много ли пользы вы сможете извлечь из такого обучения? Краткий ответ: практически нисколько.
Гроссмейстеры могут часами или даже днями изучать одну игру, чтобы понять все нюансы и тонкости. Вам, конечно, не нужно идти в такую крайность, но следует всё-таки уделять чуть больше времени, чтобы продумать, понять и научиться. И это не 5, 10 или 15 минут. Я предлагаю «прорешивать» партию несколько раз (2-3). Только тогда вы сможете полностью её понять и максимально извлечь выгоду из времени, потраченного на учебу.
Это же подход мы рекомендуем для всех шахматистов, которые проходят наш 3-недельный интенсивный курс обучения, Он составлен таким образом, что вы многое почерпнёте из хорошо прокомментированных партий гроссмейстеров и значительно улучшите ваши атакующие навыки.
Отдельное внимание стоит уделить теме тактических задач и тому, как многие шахматисты пытаются их решать. Я приведу пример задачи и её решения от «среднестатистического» игрока.
Это типичная позиция из реальной игры. Здесь нет мата в 3 хода или простой вилки, чтобы выиграть материал и игру. Существует определенная тактическая идея, которая даёт белым серьёзное преимущество. Вы должны попытаться решить эту задачу, прежде чем проверить решение ниже.
Давайте рассмотрим 3 примера:
Наконец, все трое скажут вам, что задача была «слишком легкой».
Они будут утверждать, что решили задачу правильно после проверки решения ниже. Это действительно так? Кто, по вашему мнению, правильно решил эту задачу? Если вы думаете, что это игрок номер три, вы ошибаетесь. Правильный ответ - никто. Ведь всё это частичные решения.
Да, третий игрок нашёл основную линию. Но если вы зададите ему вопрос, например - что, если чёрные играют 2...h6 или 3...fxg6 вместо предложенной строки, он скажет: «О, я не смотрел это продолжение». Звучит знакомо? Если бы это была настоящая партия, одна из этих линий могла бы выиграть за чёрных.
Так что не забывайте просчитывать все варианты учебных партий, и тогда вы избавите себя от множества проблем в будущих играх.
Многие шахматисты свято верят в это утверждение, но в итоге движки мешают им развиваться. Игроки начинают полностью полагаться на анализ программы, чтобы проверить свои партии, позиции, дебюты, эндшпиль и тактику. И если движок говорит им «+3,00», то они на 100% ему верят, что чёрные проигрывают. Однако, такие пользователи не учитывают, что движки не идеальны в оценке. Например, заключение «+3.00» фактически может означать, что компьютер просто не знает, что окончание с разнопольными слонами - ничья.
На уровне ниже 2000-2200 движки играют гораздо менее важную роль, чем собственный анализ игры и понимание позиции. Если вы хотите использовать движок, то должны делать это только для проверки собственного анализа, а не для разбора партии, который нужно сперва провести самому.
Примечание: Если вы стремитесь к резкому увеличению шахматного уровня, то необходимо систематически работать над всеми элементами игры:
На первый взгляд кажется, что предстоит много работы. Но благодаря нашему учебному курсу Ваше обучение пройдёт легко, эффективно и с минимальными затратами времени. Присоединяйтесь к программе обучения «Шахматы. Перезагрузка за 21 День», прямо сейчас!