Как играть в шахматы для начинающих: Полное Руководство

Дата публикации: 15 января 2022
Просмотры: 172344

Вы новичок и хотите знать, как устроены шахматы? Тогда вы по адресу. В этой статье мы поговорим о том, как играть в шахматы для начинающих.

Для игры в шахматы нужна специальная доска, имеющая размер сетки 8 на 8, т.е. она должна быть разделена на 64 маленьких одинаковых квадратов, расположенных по всей доске.

Доска очень похожа на ту, что используется в шашках. Поля доски обычно чередуются стандартным белым и чёрным цветом. Однако они могут быть любого цвета, главное, чтобы они имели более светлую и тёмную цветовую гамму.

Независимо от того, какого цвета доска, более светлые поля называются белыми или светлыми полями, а более тёмные поля называются чёрными или тёмными полями.

Как играть в шахматы для начинающих

В игре два игрока. Один играет белыми фигурами, а другой чёрными. Игрок с белыми шахматными фигурами считается «белым», а игрок с чёрными фигурами - «чёрным».

Первое правило - белый игрок делает первый ход. На каждом шагу игроки должны делать ход; пропускать ход - против правил. Даже если перемещение фигуры невыгодно, вы должны сделать ход, иначе игра не продолжится.

Цель игры в шахматы

Игра должна продолжаться до тех пор, пока один из королей не окажется в "матовой" ситуации, либо игра заканчивается вничью или до тех пор, пока один из игроков не решит сдаться.

Кроме того, в шахматы можно играть с «временным контролем». Это означает, что вся игра будет проходить в течение фиксированного времени, и тот, кто превысит лимит времени до объявления «мата», проигрывает партию.

Однако, если вам удастся захватить короля противника до истечения времени, вы выиграете этот матч. При игре на время в шахматах используется разные типы контроля времени. У игроков может быть фиксированное время до конца партии, либо на определённое количество ходов.

В такой спланированной игре у игроков также есть возможность продлить время, тем самым увеличивая количество ходов, которые они, вероятно, сделают.

Как только игра начинается, фигуры перемещаются по доске, используя законные ходы. Цель состоит в том, чтобы захватить как можно больше фигур вашего противника. По мере развития игры игра достигает точки, когда вы либо ставите сопернику «шах и мат», либо вам придётся смириться с поражением.

Если вы находитесь под «шахом», то вы можете выйти из этой ситуации следующим образом:

  • Забрать фигуру, которая угрожает вашему королю другой фигурой, или использование вашего короля напрямую, чтобы убрать эту фигуру.
  • Увести вашего короля из опасной зоны и поставить его на безопасное поле.
  • Преградить противнику путь к вашему королю, перемещая другую фигуру перед фигурой противника.

Однако если вы не можете сделать ничего из вышеперечисленного, то вам поставили мат и следует признать поражение.

Также обратите внимание, что вы не можете поставить себя под «шах». Это означает, что вы не можете сделать ход, который позволит оппоненту захватить вашего короля на следующем ходу.

Выбор цвета

В официальных правилах нет пункта, указывающего, кто должен играет белыми фигурами. Это решение открыто для конкретных правил турнира.

Как правило, цвет определяется случайным образом. Берётся мешок, в который складываются все фигуры и затем главный судья или игрок с наибольшим рейтингом, который участвует в турнире вытаскивает фигуру, по которой и определяется, каким цветом будет играть рейтинг-фаворит на первой доске.

Важные правила игры в шахматы для начинающих

Мат: королю поставлен мат, когда ему некуда бежать и он больше не может защититься от атакующего удара.

Шах: атака на короля, которая угрожает захватить его на следующем ходу.

Пат: это особый случай, когда у игрока нет других допустимых ходов, но он не находится под шахом. Пат — это ничья. Есть также специальное правило пятидесяти ходов, означающее, что если оба игрока сделали пятьдесят ходов без взятия пешками, то игра заканчивается вничью.

Сдача партии: Игрок может в любое время отказаться или выйти из игры и признать поражение.

Смотрите больше шахматной терминологии здесь

Названия шахматных фигур и как они ходят

Многие новички не понимают, в чём разница между ферзём и королём. Практически в каждой шахматной партии король носит маленькую корону или крест.

Ферзь обычно меньше по размеру и имеет ребристый край на макушке. Чтобы лучше понимать правила, важно знать названия всех шахматных фигур и как они ходят. Итак, давайте посмотрим на все фигуры и на то, как они ходят.

Король

Диаграмма 1: Как играть в шахматы для начинающих

Король самая важная фигура в игре. Однако он также самый слабый. Король может двигаться только на одно поле в любом направлении, будь то вперёд, назад или в сторону. У короля также есть особый и уникальный ход, известный как рокировка. Король никогда не сможет занять опасную для него позицию. Игра проиграна, если вы потеряете своего короля.

Рокировка — это особое правило, применимое только к королю и ладье. Рокировка позволяет делать две важные вещи:

  • Спрятать короля в безопасное место
  • Переместите ладью из угла в центр игры.

Чтобы сделать рокировку, вам нужно переместить короля на два поля в одну сторону, а затем переместить ладью рядом с королём на противоположной стороне. Однако, чтобы рокировка была возможна, должны быть выполнены следующие условия:

  • 1. Для ладьи это должен быть первый ход
  • 2. Для короля это должен быть первый ход
  • 3. Путь между королём и ладьёй должен быть свободным (никакие фигуры не могут его блокировать).
  • 4. Король не может находиться под «шахом» или проходить атакованное поле.

Если вы делаете рокировку в направлении, где стоит король, то это называется «рокировка на королевский фланг». Если вы делаете рокировку на другую сторону, где стоит ферзь, это называется "рокировка на ферзевый фланг». Независимо от того, какую сторону вы выберете, при рокировке король переместится только на два поля.

Ферзь

Диаграмма 2: Как играть в шахматы для начинающих

Ферзь самая сильная фигура в шахматах. Ферзь может перемещаться на любое количество полей по горизонтали, вертикали или диагонали.

Однако ему не разрешается перепрыгивать через любые другие фигуры. Он может атаковать любым способом, как ходит. Однако, как и любая другая фигура на доске, если она взята, то она выбывает из игры.

Ладья

Диаграмма 3: Как играть в шахматы для начинающих

Ладья, известная также как тура, может перемещаться на любое количество полей, но только назад, вперёд или вбок. Она также не может перепрыгивать через другие фигуры. Ладьи считаются мощными фигурами, особенно когда речь идёт о защите и работе друг с другом для атаки противника. Взятия в шахматной игре необязательны. Ладья не обязательно должна делать какое-либо взятие. Забирать другие фигуры вы можете тогда, когда заходите, главное, чтобы это не противоречило правилам игры в шахматы.

Слон

Диаграмма 4: Как играть в шахматы для начинающих

Слон может перемещаться на любое количество полей, если все они диагональные. Он не может перепрыгивать через фигуры на своём пути. Если слон начинает с чёрного поля, то он должен всегда ходить по чёрным полям, и наоборот.

Слон хорош для прикрытия или защиты других фигур на доске. На доске у вас будет всего два слона - белопольный и чернопольный. Тот, кто стоит на белом поле, может двигаться по диагонали по белым полям, а кто на чёрном поле, тот движется только по чёрным полям по диагонали.

Конь

Диаграмма 5: Как играть в шахматы для начинающих

По сравнению со всеми остальными фигурами конь движется по-разному. Голова коня похожа на лошадь. В общих словах конь ходит на три поля, два поля в одном направлении, а затем ещё на одно поле под прямым углом.

В результате получается Г-образная форма хода. Это единственная фигура, которая может прыгать через другие шахматные фигуры. Конь может пойти на два поля по вертикали или горизонтали, а затем на одно перпендикулярно.

Другие фигуры никогда не могут заслонить коня. Он может легко перепрыгивать любые фигуры и забирать вражеские фигуры. Однако если конь стоит в углу, то он оказывается в ещё более затруднительном положении, чем ферзь или слон, и ещё более уязвим для того, чтобы его поймал противник.

Пешка

Пешки, с другой стороны, классифицируются как самые сложные фигуры на доске. Пешки необычны, потому что они могут брать другие фигуры и двигаться по-разному. Они продвигаются вперёд, но захватывают другие фигуры по диагонали. Пешки могут двигаться только на одно поле, за исключением первых ходов, в этом случае пешки могут перемещаться на два поля вперед.

Пешки могут брать фигуры только по диагонали перед собой. Они никогда не смогут забрать другую фигуру, задним ходом. Если фигура блокирует пешку, она не может двигаться, пока фигура впереди не уйдёт.

Превращение пешки

Если пешка успешно достигает другой стороны доски, она может стать любой другой фигурой. Это называется превращение в шахматах.

Взятие на проходе

Ещё одно правило, применимое к пешкам, - это «en passant», что по-французски означает «мимоходом». Во время игры, если пешка перемещает на две клетки своим первым ходом и при этом оказывается рядом с пешкой противника (это означает, что эта пешка перемещается на две клетки, чтобы избежать риска захвата), то у вражеской пешки есть возможность забрать эту «хитрую» пешку.

Этот ход возможен только в том случае, если игрок сразу же заметит его и начнёт действовать немедленно. В противном случае возможность взятия пешки исчезает.

После того как вы поймёте названия фигур и их движение, следующий шаг - узнать, как устроена доска.

Смотрите также: Взятие на проходе

Установка шахматной доски

Это исходное положение шахматной доски. Перед тем как начать расставлять фигуры, необходимо правильно установить доску. Доска должна быть установлена так, чтобы у каждого игрока было белое поле в правом нижнем углу шахматной доски.

Стартовая позиция шахматной партии

Диаграмма 6: Как играть в шахматы для начинающих

Размещение фигур

Ладьи: Ладьи ставятся на крайние угловые клетки шахматной доски.

Кони: Кони располагаются рядом с ладьёй (поля b1 и g1 для белых, поля b8 и g8 для чёрных).

Слоны: Слоны размещаются вдоль вертикалей c и f на заднем ряду. Они стоят рядом с конями.

Ферзь: остались два последних поля. Ферзь встаёт на поля своего цвета. Другими словами, если у вас белые фигуры, белый ферзь встанет на белое поле (d1). Точно так же чёрный ферзь пойдёт на чёрное поле (d8).

Король: Оставшийся квадрат — это место, где вы размещаете короля. Король должен быть размещён на поле другого цвета. Другими словами, белый король должен быть помещён на чёрный квадрат (противоположные цвета).

Пешки: Пешки размещаются вдоль второй горизонтали. Для чёрных это 7-я горизонталь.

После того как вы разместите все свои пешки, доска готова! Вы готовы начать игру.

Смотрите также: Как расставить шахматы: Пошаговая инструкция

Понимание стоимости фигур и размены

По ходу игры вы будете находить возможности для захвата фигур вашего соперника. Однако ваш оппонент вполне может отбить вашу фигуру; это называется разменом. Поэтому очень важно, чтобы вы знали цену каждой фигуры, чтобы вы могли с умом их разменивать.

Ценность короля

Короля нельзя менять, но если ему поставлен мат, игра проиграна, поэтому мы можем сказать, что Король бесценен.

Ценность ферзя

Ферзь стоит 9 очков. Ферзь - самая ценная фигура. Вы всегда должны тщательно охранять его и следить за тем, чтобы он не подвергся опасности.

Ценность ладьи

Каждая ладья стоит по 5 очков. Это вторые по силе фигуры на шахматной доске после ферзя. Поскольку они могут атаковать очень много полей, ладьи более ценны, чем кони и слоны.

Ценность слона

Слоны могут быстро перемещаться по доске, но они стоят всего три очка каждый.

Ценность коня

Кони обладают особым талантом прыгать через другие фигуры, но они тоже стоят всего три очка.

Ценность пешек

Пешки имеют наименьшую ценность на шахматной доске - только 1 балл. Если вам придётся чем-то пожертвовать, вы потеряете меньше всего, пожертвовав пешкой.

В шахматах есть три типа разменов:

  • 1. Хороший размен
  • 2. Плохой размен
  • 3. Честный размен

Хороший размен

Здесь белые получат пять очков, если заберут ладью на a8, и потеряют только три очка, если их слон будет взят другой ладьёй на f8. Хороший размен за белых.

Стартовая позиция шахматной партии

Диаграмма 7: Как играть в шахматы для начинающих

Поскольку ладьи дороже слонов, белые счастливы взять чёрную ладью на а8.

Плохой размен

Стартовая позиция шахматной партии

Диаграмма 8: Как играть в шахматы для начинающих

Чёрный ферзь защищает чёрного коня на f6. В этой ситуации, если белый ферзь заберёт чёрного коня на f6, белые получат три очка, но потеряют девять очков, когда их ферзь будет быстро отбит чёрным ферзём на d8.

Честный размен

Честный размен включает обмен фигур одинаковой стоимости в баллах.

Например, размен ладьи на ладью или слона на слона является справедливым обменом, поскольку обе ладьи приносят по 5 очков или слоны по три. Если общее количество баллов с каждой стороны уравнения одинаково, то вы можете сказать, что размен справедлив.

Меняться или не меняться?

Когда вы играете партию, хорошо смотреть вперёд и осознавать положение фигур вашего противника. Если у вашего оппонента есть скрытый ответ, то захват ценной фигуры иногда может привести к катастрофе. Взгляните на позицию ниже и посмотрите, сможете ли вы решить, приведёт ли следующий ход к хорошему, плохому или справедливому размену за белых.

Стартовая позиция шахматной партии

Диаграмма 9: Как играть в шахматы для начинающих

Тест: следует ли белому коню брать ладью на c5 или на f6? Какой захват принесёт больше всего очков белым?

Развитие ваших фигур

Если вы хотите начать хорошо разбираться в шахматах, вы должны сначала овладеть принципом развития своих фигур. Говорят, что в начале игры, когда вы впервые передвигаете свои фигуры, вы их «развиваете». Четыре центральных поля чрезвычайно важны в этом развитии, и вы всегда должны пытаться атаковать или занимать эти поля, потому что это позволяет вашим фигурам контролировать большую площадь доски.

Контроль центра доски

Стартовая позиция шахматной партии

Диаграмма 10: Как играть в шахматы для начинающих

Белый слон в центре доски может перемещаться на 13 различных полей, покрывающих каждую часть доски, тогда как чёрный слон на краю доски может перемещаться только на семь разных полей справа от себя. Белый слон почти вдвое сильнее своего чёрного собрата.

Развитие с целью контроля центра

Стартовая позиция шахматной партии

Диаграмма 11: Как играть в шахматы для начинающих

В исходной позиции пешки блокируют двух слонов. Итак, первым ходом вы должны подтолкнуть пешку перед королём на два поля вперёд, освобождая слона f1 и ферзя.

Чёрным нужно ходить пешкой d7 или e7, чтобы освободить фигуры заднего ряда.

Теперь этот слон может действовать.

В позиции ниже белые развили обоих своих коней и одного слона, которые либо атакуют, либо занимают центральные поля. Слон на c1 по-прежнему застрял за пешками, следующим шагом будет перемещение пешки d2, чтобы ввести его в игру.

Стартовая позиция шахматной партии

Диаграмма 12: Как играть в шахматы для начинающих

Когда вы развили всех своих коней и слонов, важно сделать рокировку, чтобы обезопасить своего короля. Теперь ваша позиция должна выглядеть так: все кони и слоны развились централизованно и безопасно, а ваш король рокировался в безопасное место. Если вы достигли этой позиции, значит, вы играли как гроссмейстер по шахматам!

Атака и защита

Когда вы играете в шахматы, у вас всегда должен быть план. Вы всегда должны быть в состоянии обосновать свои действия. Хорошее развитие фигур — это только первый этап в управлении центром доски, что, в свою очередь, даёт вам сильную позицию для проведения яростных атак на вашего оппонента.

Атакующий план

Стартовая позиция шахматной партии

Диаграмма 13: Как играть в шахматы для начинающих

Если вы хотите захватить фигуру противника, вы должны сначала атаковать её. Здесь, когда мы перемещаем пешку с b2 на b4, чтобы атаковать чёрного коня на a5, конь оказывается в ловушке т.к. он не может уйти на безопасное поле.

Если чёрный конь заберёт эту пешку, белые отобьют его слоном d3.

Успешные атаки

Часто бывает хорошей идеей атаковать фигуру оппонента фигурой меньшей ценности, чем которую вы атакуете.

Здесь, если белые переместят своего ферзя на a4, чтобы атаковать коня, они не добьются успеха, потому что, при взятии коня чёрные отобьют его своим ферзём.

Стартовая позиция шахматной партии

Диаграмма 14: Как играть в шахматы для начинающих

Ладья в ловушке. Она не может убежать от атакующего Ферзя.

Здесь чёрная ладья бессильна от атаки ферзя. Она не может уйти на безопасное поле и не может быть защищён своими фигурами.

Когда ферзь берёт ладью, белые делают выгодный захват, потому что ферзя невозможно отбить.

Помните, что ферзь стоит девять очков - больше, чем любая другая фигура.

Потеря фигуры

Один мудрый человек однажды сказал: «Отпадают отдельные части», или сокращённо ООЧ. Если ваша фигура проиграна, значит, её не защищал ни один из её армейских коллег.

Атака незащищённой фигуры может быть очень эффективной выигрышной стратегией, и вам следует постоянно следить за возможностью срубить незащищённые фигуры. Вы также должны убедиться, что ваши фигуры защищают друг друга, чтобы они не были потеряны.

Защита фигуры

Здесь белый слон атакует незащищённого коня на f6. Если конь двинется, слон берёт ладью на d8. Чёрные могут защитить коня, переведя ладью на d6. Если белые затем возьмут коня, чёрные могут отбить ладьёй. Этот «честный размен».

Стартовая позиция шахматной партии

Диаграмма 15: Как играть в шахматы для начинающих

Защищайте своего короля

Самая важная фигура, которую нужно защищать, — это, конечно, ваш король. Здесь белый ферзь угрожает матом на h7. Чёрные могут защитить своего короля, переместив коня на f6 (Nf6). После чего взятие на h7 приведёт к катастрофе для белой ферзя, потому что его сможет взять конь.

Стартовая позиция шахматной партии

Диаграмма 16: Как играть в шахматы для начинающих

Победа в первых играх - мат для новичков

До сих пор вы в определённой степени научились играть в шахматы.

Однако для того, чтобы выиграть в шахматы, вы должны научиться ставить мат противнику. Вот несколько способов, которыми вы можете поставить мат и выиграть некоторые из ваших первых игр в качестве новичка.

Детский мат для начинающих

Детский мат, который также известен как мат в четыре хода, - отличный способ выиграть некоторые из ваших первых игр, и он действительно произведёт впечатление на ваших друзей.

Сначала переместите пешку перед вашим королём на два поля вперёд, чтобы открыть линии для вашего ферзя и слона f1. Затем выведите своего ферзя по диагонали как можно дальше на h5. Затем поставьте слона на c4. Ферзь и слон теперь атакуют чёрную пешку на f7.

 

Чёрные проигнорировали смертельную угрозу на f7 и позволили белому ферзю взять пешку, дав быстрый и смертельный мат.

Мат двумя ладьями

После того как вы срубите все фигуры оппонента, вы часто будете попадать в такую позицию, но как здесь поставить мат?

Вы быстро обнаружите, что в таких позициях практически невозможно поставить мат королю в середине доски. Будет намного проще, если вы сможете прижать его к одному из краёв. Всё, что вам нужно запомнить, — это три важных правила:

1. Сформируйте барьер

Эта ладья образовала преграду. Король теперь не может двигаться вперёд, так как он пойдёт под шах.

2. Шах другой ладьёй

Если ваш барьер на месте, то вам следует сделать шах другой ладьёй, отрезая больше полей у короля соперника. Теперь король должен отступить, чтобы избежать шаха. Король атакован и должен уйти из-под шаха.

3. Уберите свою ладью от опасности!

Если король вашего противника когда-либо атакует одну из ваших ладей, вы должны убрать её от опасности. Убедитесь, что ваш барьер всё ещё на месте, и, если возможно, отодвиньте ладью подальше от вражеского короля, когда он будет атаковать её по диагонали.

4. Мат!

Этот процесс вытеснения короля на край доски всегда приведёт к подобному мату. Чёрный король под шахом и не может уйти на безопасное поле, поэтому это мат!

 

Мат ферзём и королём

Ферзь - очень сильная фигура, но даже он не может поставить мат без помощи своего короля. Как только вы освоите мат королём и ферзём, то количество выигранных вами партий взлетит до небес.

Просто выполните следующие три шага:

1. Создайте барьер ферзём, как если бы вы делали мат с двумя ладьями, чтобы отрезать поля для побега короля.

2. Переместите своего ферзя так, чтобы он был на шаг коня от короля вашего оппонента, убедившись, что ваш барьер всё ещё на месте, а затем преследуйте его. Здесь чёрный король перемещается на одно поле по диагонали, так что это именно то, что должен делать ферзь.

3. В тот момент, когда король вашего оппонента переходит в угол доски, пора привести на помощь вашего короля. Вы должны оставить своего ферзя на месте, иначе вы рискуете поставить пат. Ферзь поймал чёрного короля в ловушку, а белый король встал на решающее поле, чтобы поддержите своего ферзя. Теперь у белых есть возможность поставить пять разных матов, ни один из которых не был возможен без помощи короля.

Наглядный пример

 

Со временем этот мат станет для вас второй натурой. Пока вы следуете трём простым правилам и избегаете опасностей запатовать короля, вы никогда не ошибётесь.

  • Сформируйте барьер.
  • Следуйте за вражеским королём.
  • Подведите короля.

НЕТ ПРОГРЕССА В ШАХМАТАХ?

Вам поможет 21-дневный интенсив по шахматам. Гарантия!

Полезные статьи

Нет комментариев


© Copyright 2011- Шахматный клуб XChess.ru. Все права защищены!