Король - самая важная фигура в игре. Однако он также самый слабый. Так как же король ходит в шахматах?
Король может двигаться только на одно поле в любом направлении, будь то вперёд, назад или в сторону. У короля также есть особый и уникальный ход, известный как рокировка.
Король никогда не сможет занять опасное для него поле. Поскольку цель игры - поймать короля в ловушку, падение вашего короля будет означать, что ваш противник выиграл битву. Короля легко узнать по кресту на его короне. Король также является самой высокой и самой внушительной фигурой на доске.
Хотя король - самая важная фигура на доске, он движется очень медленно. Он может двигаться только на одно поле в любом направлении: вперёд, назад, влево, вправо или по диагонали. Из-за того, что он движется так медленно, король не очень силён. Он не может быстро убежать от врага и полагается на свою верную армию, которая защитит его от нападения.
Король может двигаться в любом направлении на одно поле за раз.
Король «ест» фигуры так же, как и сам ходит. Он может взять любую фигуру противника, которая стоит рядом с ним.
Когда на короля нападает вражеская фигура, мы говорим, что он под шахом. Король никогда не может оставаться на поле или перемещаться на поле, где он может быть взят вражеской фигурой. Здесь чёрная ладья атакует белого короля:
Есть три способа избежать вашим королём шаха:
В этом случае лучшим ходом для белых будет взятие чёрной ладьи и получится ничья.
Если вы не можете избежать шаха, используя любой из трех методов побега, значит вам поставлен мат и игра окончена. Слово мат происходит от персидского слова shah mata, что означает «Король мёртв». Здесь белый король не может убежать от чёрного ферзя и игра окончена.
Это мат, потому что атакующая фигура не может быть взята, шах нельзя заблокировать и нет ни одного поля, на которое может перейти белый король, чтобы быть в безопасности.
Рокировка - особый приём её можно сделать только один раз за игру и она включает перемещение ладьи и короля, чтобы защитить короля. Это особое правило распространяется на короля и ладью. Рокировка позволяет делать две важные вещи:
Чтобы сделать рокировку, вам нужно переместить короля на два поля в одну сторону, а затем переместить ладью рядом с королём на противоположной стороне. Однако, чтобы рокировка была возможна должны быть выполнены следующие условия:
Если вы делаете рокировку в направлении, где стоит король - это называется «рокировка на королевский фланг». Если вы делаете рокировку на другую сторону, где стоит ферзь, это называется «рокировка на ферзевый фланг». Независимо от того, какую сторону вы выберите, при рокировке король переместится только на два поля.
Белые могут рокировать на ферзевый фланг
У короля не так много шансов стать героем. Он всегда должен думать о собственной безопасности. Вместо того чтобы быть храбрым лидером, он обычно прячется, как трус, за своими пешками, и ему почти некуда идти. Как неловко. Но всё это меняется в эндшпиле. Чем меньше фигур на шахматной доске, тем меньше шансов получить мат. Король может выйти из кроличьей норы и вступить в бой, как и любой другой персонаж.
Короли могущественны, они атакуют или защищают каждое поле вокруг себя. В эндшпиле Король сильнее коня или слона. Если выразить короля в пешечной стоимости, то он получит 4 пешки!
Наш первый пример показывает, как король может победить ладью. Все пешки заперты, и кажется, что пройти через них невозможно. Но у белого короля есть идея!
1.Rxg7! Rxg7 2.Kh6!
Ценой целой ладьи король и пешка g могут двигаться дальше. Чёрная ладья не справляется (2.Kf6 также побеждает)
2…Rg8 3.Kh7 Re8 4.g7 Ke7
4…Re7 5.Kh8 Re8+ 6.g8=Q приведёт к тому же.
Материал снова такой же, но ненадолго. Белый король может выиграть чёрную пешку е. 7…Ke7 8.Kg6 Ke8 9.Kf6 Kd7 10.Kf7 Kd8 11.Kxe6 1-0
Как и конь, король - фигура для ближнего боя. Его нужно развивать, чтобы показать свою силу. Он не может нам сильно помочь, если сидит на последнем ряду. Первое, что мы должны сделать в эндшпиле, - это активировать нашего короля и переместить его с заднего ряда. Чем меньше вражеских фигур на доске, тем активнее должен быть ваш король.
Правило: Когда на доске только пешки, вы должны быстро переместить своего короля в центр доски, где он может атаковать пешки противника, поддерживать ваши проходные пешки и блокировать доступ вражеского короля к ключевым полям. Позиция выше выглядит довольно ровной. Но белые проигрывают, потому что чёрный король может очень быстро переместиться в центр.
1…Kf7! Kg1
Если белые попытаются продвинуть пешки путём 2.Bc3 Ke6 3.a4, чёрные сыграют 3…Nd4! и выиграют после 4.Kg1? Ne2+ 5.Kf1 Nxc3 или 4.Bxd4 exd4 5.Kg1 Kd5 6.Kf1 Kc4.
2…Ke6 3.Kf1 Kd5 4.Ke2 Kc4!
Шах с 4…Nd4+? это ненужное осложнение, которое позволяет белому королю продвигаться. 5.Kd3 e4+ 6.Ke3 Nf5+ 7.Kf4
5.Kd2 Kb3!
Король очень хорош в атаке группы пешек. Как только он оказывается рядом с ними, пешкам становится сложно защищаться. 5…a5!? также был отличный ход (6.b5 Kxb5 или 6.bxa5 Nxa5 7.Kc2 Kxc5)
6.Kc1 Nd4 7.h4
Размен фигур оставляет безнадёжную пешечную концовку. 7.Bxd4 exd4 8.Kd2 Kxa3 9.Kd3 Kxb4 10.Kxd4 a5
7…Nc2
И теперь белые пешки начнут исчезать. 8.h5 Nxa3 9.g3 Kxb4 0-1.
В пешечных окончаниях битва часто решается, когда один король вторгается в лагерь соперника и уничтожает несколько пешек. Иногда король может сделать это, даже если другой король пытается удержать его. Он находит далеко, чтобы пробиться сквозь него. Когда короли сражаются друг с другом, они используют два стандартных метода:
Оппозиция происходит, когда Короли стоят на одной линии с одним пустым полем между ними. У вас есть оппозиция, если другой король должен ходить. Оппозиция позволяет контролировать ситуацию. Когда другой король ходит, он даёт вам право. Это почти похоже на стремление к господству, чтобы увидеть, какой король сильнее. Если вражеский король отступает, ваш король может наступать. Если он уйдёт в сторону, у вас есть выбор:
Ход Чёрных. У Белых есть оппозиция
1…Kf6 2.Kd5 Чёрный король уступает дорогу, а белый король обходит его с фланга. Фланг - другое слово, обозначающее сторону. Обойти с фланга означает обойти кого-то стороной. Это весело! Другой вариант белых - удержать оппозицию путём 2.Kf4. В этом случае чёрный король не сможет продвигаться вперёд.
В этой позиции у каждого игрока есть пешка, но белый король может одолеть чёрного, выиграв пешку и партию. Это почти кажется несправедливым!
1.Kc5!
Белые начинают с захвата оппозиции. Идти прямо вперёд 1.Kd5? - это серьёзный ляп. У чёрных будет оппозиция после 1…Kd7! Здесь белый король легко удерживается (2.Kc5 Kc7 3.Kd5 Kd7)
1…Kd7
Другие ходы позволяют 2.Kd6, быстро добираясь до пешки.
2.Kd5
Белые должны сохранить оппозицию. Обходить с фланга посредством 2.Kb6 рано из-за 2…Kd6 и победы чёрных.
2…Ke7
Единственный ход чёрных, чтобы предотвратить 3.Ke6
3.Kc6!
Белый король обходит с фланга. Теперь, когда он достиг той же линии, что и чёрная пешка, он готов выйти на её взятия.
3…Ke8 4.Kd6 Kf7 5.Kd7 Kf8 6.Ke6 Kg7 7.Ke7 И чёрный король должен отказаться от защиты пешки.
7…Kg8 8.Kxf6 1-0