Когда впервые начинаешь играть в шахматы, иногда можно услышать, как другие говорят, что Ладья также называется Турой. Хотя они и выглядят как осадные башни, опытные игроки всегда будут называть их ладьями. Ладьи очень ценны в шахматной игре, поэтому их называют основными фигурами. Они напоминают осадные башни, поэтому их иногда называют Турами.
Так как же ходит ладья в шахматах? Ладьи ходят по прямой линии, вверх и вниз по вертикали или из стороны в сторону по горизонтали. Они могут перемещать столько полей, сколько захотят, по прямой.
Ладьи никогда не могут перепрыгивать через другие фигуры, поэтому, если на их пути стоит вражеский солдат, они должны либо остановиться, либо взять его.
Движение ладьи по вертикали и горизонтали
Эта белая ладья может двигаться прямо вверх по доске и забрать чёрную ладью на d8. Ладьи считаются мощными фигурами, особенно когда речь идёт о защите и работе друг с другом для атаки противника. Взятия в шахматной игре необязательны. Ладья необязательно должна делать какое-либо взятие. Забирать другие фигуры вы можете тогда, когда заходите, главное, чтобы это не противоречило правилам игры в шахматы.
Рокировка - особый приём он задействует ладью и короля. Рокировка позволяет:
Чтобы сделать рокировку, вам нужно переместить короля на два поля в одну сторону, а затем переместить ладью рядом с королём на противоположной стороне. Однако, чтобы рокировка была возможна, должны быть выполнены следующие условия:
Есть два типа рокировки:
Ладьи обычно рады размену пешек и лёгких фигур. Потому что ладья становится сильнее по мере того, как позиция становится более открытой. Любимое место ладьи - седьмая горизонталь.
Это седьмой ряд с вашей стороны доски. Для чёрных ладей это вторая горизонталь. Ладья на седьмой горизонтали может делать две вещи:
Иногда стоит сбросить пешку, чтобы получить ладью на седьмой горизонтали. В этой позиции у чёрных лишняя пешка, но белые только что сыграли мощный ход 1.Rd7!
Ладьи на седьмой горизонтали
Белая ладья отсекает чёрного короля на последней горизонтали. Теперь король не может войти в игру. А также она атакует чёрные пешки c7 и h7. Поскольку пешки могут идти только вперёд, то с одной стороны их сложно защитить. Для защиты чёрным придётся использовать фигуры. У белых выигрышное преимущество.
Чтобы спасти пешку c7, чёрные должны защищать её ладьей. Ход 1…c5 выглядит неплохо. Но белые могут взять пешку на проходе (2.bxc6 и т.д.)
1…Rc8 2.Kd5
Теперь, когда чёрные фигуры застряли на дежурстве, белые планируют подвести своего короля и начать выигрывать пешки. У чёрных нет хорошего способа противостоять этому плану.
2…h6 3.Kc6 Kf8 4.Rxc7 Rxc7+ 5.Kxc7 1-0 Пешечный эндшпиль за чёрных проигран, потому что белый король лучше расположен. (5…Ke7 6.Kb7 Kd6 7.Kxa7.)
Наибольшее развлечение для ладей - когда они обе попадают на седьмую горизонталь! Сначала посмотрим, как сдвоенные ладьи на седьмой горизонтали могут поставить мат.
Сценарий 1: На этой диаграмме у чёрных типовой мат в три хода
1…Rxg2+ 2.Kh1 Rxh2+ 3.Kg1 Rdg2#
Сценарий 2: Чёрные играют и ставят мат в 2 хода
1.Ra7! 0-1
Помимо победы в играх, сдвоенные ладьи также могут спасти вас от поражения. Стандартная ничья — это вечный шах. В приведённом ниже примере чёрные готовы поставить мат белым.
Но белые могут сделать ничью с помощью вечного шаха. 1.Rg7+ Kh8 2.Rxh7+ Kg8 3.Rxh7+! Отметим, что любой шах ладьей е7 проигрывает. После того как чёрный король дойдёт до d8, то шахи закончатся, (также нет 3.Rxh3+? из-за Qc6+! 4.Kg2 Qc5+)
3…Kh8 4.Rh7+ Kg8 5.Rh7+ ½–½
Подъём ладей - отличный способ развить ладью. Ладьи крепки, но не в начале игры, когда они застревают в углах, не имея лёгкого выхода. Обычно мы развиваем ладьи, перемещая их на вертикали, которые не блокируются пешками. Их ещё называют открытыми линиями. Ещё один способ задействовать ладью - подъём ладьи.
Вот что происходит при «подъёме ладьи»:
Пешка перед ладьей перемещается на два поля, а затем ладья поднимается на третью горизонталь. Это как на лифте подняться на третий этаж! Оттуда ладья перемещается по горизонтали, чтобы найти хорошее место для атаки.
На этой диаграмме у чёрного короля проблемы. Если белым удастся перевести ладью на королевский фланг, игра будет окончена. Жаль, что слон на a6 не даёт сыграть 1.Rd3. Естественный ход для белых - 1.Re1, перевод ладьи на открытую линию «е». Но здесь чёрные контратакуют ходом 1…Re8. Поэтому вместо этого белые используют вторую ладью. Всё, что нужно, — это поездка на лифте!
1.a4!
От подъёма ладьи нет хорошей защиты. После 2.Ra3 последует Rg3 или Rh3 с разгромом. Чёрные подводят слона, чтобы защитить короля.
1…Bc8 2.Ra3 Bf5!? 3.Rg3+ Bg6 4.Rxg6+!
Ладья не позволит слону встать у неё на пути. Жертва оставляет чёрного короля полностью открытым (4.Rh3 Qf6) 4…fxg6 5.Qxg6+ Kh8 6.Qh5+ Kg7 7.Rd3! Ещё один подъём для финального штурма! 7…Rh8 8.Rg3+ Kf6. и белые матуют в три хода!
Этот последний пример - настоящий «взрыв мозга»! У чёрного короля есть только несколько верных пешек, которые его охраняют. Они бессильны против агрессивных белых фигур. У белых есть несколько способов продолжить атаку - 1.Qh5 и 1.Bxg7.
Белые предпочитают жертву с шахом. В этом варианте белым не нужно сначала двигать пешку, чтобы подготовить подъём ладьи. Фейерверк начинается после 1.Bxh7 + Kxh7 2.Qh5 + Kg8 Теперь идёт второй взрыв 3.Bxg7!
Бум! Белые угрожают 4.Qh8#
3…Kxg7 Без пешек чёрный король - лёгкая добыча для белого ферзя и ладей. 4.Qg5+ Kh7 5.Rf3! 1-0. Ладья поднимается на третью горизонталь. Мат посредством 6.Rh3+ неизбежен.
Ладьи часто размениваются последними. Так что умение хорошо играть ладейные окончания - полезный навык. Первое правило в ладейном эндшпиле - держать ладью в активном состоянии. Самый надёжный способ получить плохую игру - поставить ладью в пассивное положение, где она застрянет, защищая пешку.
Когда на доске есть проходная пешка, оба игрока должны попытаться поставить ладью позади пешки. Тогда каждый раз, когда пешка идёт вперёд, у ладьи будет больше места для передвижения. Если ладья стоит перед пешкой, происходит обратное. С каждым ходом пешки свобода ладьи будет уменьшаться.
Ладья может двигаться назад по прямой линии столько полей, сколько захочет при условии, что ей никто не мешает. Она может перемещаться по доске вертикально и горизонтально.
Поскольку ладья движется вверх и вниз, влево или вправо, она не может двигаться по диагонали, как слоны. Единственные фигуры, которые могут двигаться по диагонали, — это слоны, ферзь, король, а иногда и пешки, когда они берут на проходе.
Поскольку пешки мешают Ладье в начальной позиции шахматной партии, она не может перепрыгнуть через них и вообще двигаться, пока вы не уберёте их. Обычно ладьи активизируются после рокировки.