Пешечная структура в защите Каро-Канн: объяснение и примеры

Дата публикации: 23 июня 2020
Просмотры: 6485

Пешечная структура на диаграмме знакома многим. Она может возникать из таких дебютов, как Славянская защита и «полуславянская», защита Алехина, Скандинавская защита, Французская защита и конечно защита Каро-Канн, причем последний дебют - наиболее распространенный «источник» данной структуры. Её особенность в том, что у чёрных здесь очень прочная позиция и простой план игры, хотя у белых больше пространства. Такой сценарий всегда приводит к напряженным позиционным битвам, в которых оба игрока должны понимать требования позиции и хорошо знать типовые планы.

В этой статье мы хотим пролить некоторый свет на то, как играть чёрными в позициях такого типа, на что нацеливаться и чего опасаться.

Диаграмма 1: Пешечная структура в защите Каро-Канн

Примечание: Чтобы развить позиционное понимание позиции, необходимо самому разыгрывать ходы в партиях GM, и понимать, зачем они сделаны. Только побывав в «шкуре» сильного игрока, Вы сможете понять с какими проблемами он сталкивался в партии и это усилит Ваш шахматный уровень. Данные методы применяются в нашем обучающем курсе.

Ниже приведен список позиционных понятий, которые вы должны знать:

  • 1. Размен фигурами - польза для чёрных. Позиция с ДВУМЯ легкими фигурами для чёрных уже считается успехом
  • 2. Размен чернопольных слонов также благоприятен для чёрных. Отсутствие этой фигуры имеет большое значение, поскольку она часто является главным защитником пешки d4.
  • 3. Основная цель – пешка d4. Чёрные часто сдваивают ладьи на линии D и переводят ферзя на b6, чтобы оказать большое давление на центр белых.
  • 4. Важная идея, которая встречается редко - продвижение b7-b5. Этим пешечным броском чёрные пытаются ослабить белую пешку на с4. Если белые играют с5, то чёрные получают поле d5 для коня, а белая пешка на d4 становится постоянной отсталой пешкой.
  • 5. Продвижение c6-c5 НЕ ВСЕГДА уравнивает. Несмотря на то, что это дает некоторую свободу чёрным фигурам, структура, возникающая после dxc5 или cxd4, даёт белым в эндшпиле большинство на ферзевом фланге. Поэтому перед продвижением c5 лучше всего убедиться, что существуют динамические факторы, такие как пошаговая активность, для поддержания баланса.
  • 6. Следите за прорывом d4-d5. Белым его реализовать трудно, но если всё же удается, то обычно это оказывает разрушительное действие на позицию чёрных.

Теперь пришло время посмотреть некоторые примеры, как развивать вышеупомянутые планы в игре.

Первая игра, которую мы выбрали - Костич против Капабланки, Нью-Йорк, 1916. Игра началась в Славянской защите в варианте, который до сих пор популярен. В примечаниях к игре вы увидите ключевые моменты, которые Капабланка использовал для получения легкой игры.

Главным элементом в этой игре является упрощение фигур.

Каро-Канн Игра 1:

 
Поделиться...
Оформление...
Повернуть доску
Настройки
MoveNResultEloPlayers
Сделайте ход и смотрите здесь Онлайн-книгу
1.d4 Nf6 2.Nf3 d5 3.c4 c6 4.e3 Bf5 5.Nc3 e6 6.Bd3 Bxd3 7.Qxd3 Nbd7 8.0-0 Be7 9.e4 dxe4 10.Nxe4 Nxe4 Размен легких фигур! 10...0-0 также возможно, но это позволит белым отступить конем 11.Nc3 11.Qxe4 Nf6 12.Qe2 0-0 13.Re1 Qa5 Первый шаг в правильном направлении. Черные активируют своего ферзя вдоль 4-й горизонтали, а также очищают поле d8, чтобы ладья начала давить на пешку d4. 14.Bd2 Bb4 Еще один хороший размен для черных. Чернопольный слон - отличный защитник пешки d4, поэтому имеет смысл снять его с доски. 15.Bxb4 Qxb4 16.Rad1 Rad8 17.Rd2 Rd6 18.Red1 Rfd8 19.h3 Qa5 Черные уже уравняли и теперь почти любой ход хорош 19...h6 20.b3 Qf5 с идеей Qe4 21.Qe5 g6 интересный ход. Пытаясь вывести игру из равновесия, Капабланка идет на некоторый риск. 21...Ne4 22.Qxf5 exf5 23.Rd3 a5 22.Kf1 22.Qe3 сейчас было лучше, чтобы воспользоваться слабыми черными полями в лагере Черных. 22...Ne4 23.Rd3 f6 23...Qxe5 24.Nxe5 f6 25.Nf3 e5 24.Qxf5 gxf5 25.Ke2 Kf7 26.Ke3 Rg8 против угрозы g4 26...b5 26...c5 27.g3 h5 28.h4 Rgd8 29.Ng1 План Ne2 и Nc3 избавляет от сильного черного коня на е4 c5 30.Ne2 e5 31.d5 Ra6 32.a4 Rb6 33.Nc3 Nd6 34.Nb5 Nxb5 35.axb5 a6 36.bxa6 Rxa6 37.b4 cxb4 38.Rb1 e4 39.Rdb3 b5 40.cxb5 Rb6 41.Rxb4 Rxd5 42.R4b3 Ke6 43.Kf4 Rd7 44.R1b2 Rd5 45.Rb1 Rc5 46.R1b2 Rd5 47.Rb1 Kf7 48.R1b2 Kg6 49.Ke3 Kf7 50.Kf4 ½–½
  • Запустить движок для анализа:
  • Попробуйте максимально увеличить доску:
  • Используйте четыре клавиши курсора, чтобы просмотреть игру. Делайте ходы, чтобы проанализировать себя.
  • Нажмите Ctrl-B, чтобы повернуть доску.
  • Переносите разделительные полосы между оконными панелями.
WhiteEloWBlackEloBResYearECOEventRnd
Kostic,B-Capablanca,J-½–½1916D12New York Rice prel11

Наш второй выбор - классика современной эпохи, Борис Спасский против Анатолия Карпова, знаменитая игра, в которой Карпов медленно переиграл своего противника с помощью классных маневров. В этой игре мы можем узнать о том, как оказать давление на пешку d4 и какие фигуры можно разменять. Игра считается позиционным шедевром. Смотрим подробнее:

Каро-Канн Игра 2:

 
Поделиться...
Оформление...
Повернуть доску
Настройки
MoveNResultEloPlayers
Сделайте ход и смотрите здесь Онлайн-книгу
1.e4 c6 2.d4 d5 3.Nc3 dxe4 4.Nxe4 Bf5 5.Ng3 Bg6 6.Nf3 Nd7 7.Bd3 Крепкая и неприхотливая игра. 7.h4 является самым распространенным продолжение в наши дни 7...e6 8.0-0 Ngf6 9.c4 Bd6 10.b3 0-0 11.Bb2 Qc7 12.Bxg6 hxg6 13.Qe2 Rfe8 14.Ne4 Nxe4 Концепция заключается в том, что размены идут на пользу черных, поэтому важно не упустить этот шанс. 14...Rad8 Это было бы ужасной ошибкой по следующей причине 15.Neg5 и черный сейчас находится под некоторым давлением. 15.Qxe4 Be7 Были и другие ходы в позиции, но это имеет большой смысл. Слон на е7 не только препятствует таким идеям, как Qh4-Ng5, но и направляется к f6, где он может оказать давление на центральную пешку белых. 16.Rad1 Rad8 17.Rfe1 Qa5 Можем ли мы назвать это маневром Капабланки? Как и в игре Kostic-Capablanca, Карпов хочет перевести своего ферзя с a5 на f5 18.a3 Qf5 19.Qe2 19.Qxf5 gxf5 20.d5 cxd5 21.cxd5 Bf6 привело бы к спокойной позиции 19...g5 20.h3 g4 21.hxg4 Qxg4 Черные избавляются от своих двойных пешек и получают легкую игру. Спасский решает форсировать ситуацию, и внезапно белые оказываются перегруженными. 22.d5 cxd5 23.cxd5 e5 Самый амбициозный ход 24.d6 Bf6 25.Nd2 Qxe2 26.Rxe2 Rc8 27.Ne4 Bd8 28.g4 f6 29.Kg2 Kf7 30.Rc1 Bb6 31.Rec2 Rxc2 32.Rxc2 Ke6 33.a4 a5 34.Ba3 Rb8 35.Rc4 Bd4 36.f4 g6 37.Ng3 exf4 38.Rxd4 fxg3 39.Kxg3 Rc8 40.Rd3 g5 41.Bb2 b6 42.Bd4 Rc6 43.Bc3 Rc5 44.Kg2 Rc8 45.Kg3 Ne5 46.Bxe5 fxe5 47.b4 e4 48.Rd4 Ke5 49.Rd1 axb4 50.Rb1 Rc3+ 51.Kf2 Rd3 52.d7 Rxd7 53.Rxb4 Rd6 54.Ke3 Rd3+ 55.Ke2 Ra3 0–1
  • Запустить движок для анализа:
  • Попробуйте максимально увеличить доску:
  • Используйте четыре клавиши курсора, чтобы просмотреть игру. Делайте ходы, чтобы проанализировать себя.
  • Нажмите Ctrl-B, чтобы повернуть доску.
  • Переносите разделительные полосы между оконными панелями.
WhiteEloWBlackEloBResYearECOEventRnd
Spassky,B2650Karpov,A27000–11974B18Candidates sf16

Наша третья и последняя выбранная игра также с главным героем Анатолием Карповым, но теперь на белой стороне. За чёрных - знаменитый датский чемпион Бент Ларсен, один из величайших игроков всех времён. В этой игре мы можем узнать больше о борьбе за поле d5, и как чёрные способны создать сильную контригру из ограниченной позиции. В таких позициях белые легко перенапрягаются, чем чёрные могут воспользоваться. Смотрим подробнее:

Каро-Канн Игра 3:

 
Поделиться...
Оформление...
Повернуть доску
Настройки
MoveNResultEloPlayers
Сделайте ход и смотрите здесь Онлайн-книгу
1.e4 d5 2.exd5 Qxd5 3.Nc3 Qa5 4.d4 Nf6 5.Bd2 Bg4 6.Be2 Bxe2 7.Ncxe2 Qb6 8.Nf3 Nbd7 9.0-0 e6 10.c4 Be7 11.b4 0-0 12.a4 c6 13.Qc2 Qc7 14.Rfe1 b6 Умная игра. Приглашая белых продвинуть а5. 15.a5 Rfb8 16.a6 16.axb6 axb6 вероятно, лучше. Хотя белые сохраняют некоторое виртуальное преимущество, черные, на мой взгляд, ничуть не хуже 16...b5 17.c5 17.cxb5 Rxb5 у черных уже чуть-чуть лучше 17...Nd5 Смысл хода 16...b5 18.Nc1 Re8 19.Nd3 Rad8 20.g3 Bf6 21.Re4 Nf8 У черных много планов. Ng6-Rd7-Red8, например, или Ng6-Ne7-Nf5. Белые должны позаботиться о своей пешке d4, но также не могут забыть о пешке на a6. 22.h4 Rd7 23.Kg2 Red8 24.g4 Стремясь создать слабости, но за счет ослабления королевского фланга. Re8 25.g5 Bd8 26.Nfe5 Rde7 27.Bf4 Qc8 28.Bg3 f6 29.Nf3 Rf7 30.Qd2 fxg5 31.Nxg5 31.hxg5 Ng6 выглядит удобно для Черных 32.Nde5 Nxe5 33.Nxe5 Rf5 31...Rf5 32.Ra3 Ng6 33.Nf3 Ref8 Оказывается, у белых слишком много слабостей, чтобы защищаться 34.Nfe5 Nxe5 35.Rxe5 Rf3 36.Ra1 Bxh4 начинает появляться тактика в превосходящей позиции. Белые проигрывают 37.Qe2 37.Bxh4 Rxd3 и белые не могут взять 38.Qxd3 Nf4+ 37...Bxg3 38.fxg3 Qd7 39.Qxf3 Rxf3 40.Kxf3 Nxb4 41.Rd1 41.Nxb4 Qxd4 оставляет все белые фигуры висящими 41...Qxd4 42.Re4 Qd5 43.Nf2 Qh5+ 44.Kg2 Nd5 45.Rxe6 h6 46.Rd3 Kh7 47.Rf3 b4 48.g4 Qg5 49.Kg3 Qc1 50.Nh3 Qc4 51.g5 h5 52.Re8 h4+ 53.Kg2 b3 54.Rb8 Qe2+ 55.Nf2 Ne3+ 0–1
  • Запустить движок для анализа:
  • Попробуйте максимально увеличить доску:
  • Используйте четыре клавиши курсора, чтобы просмотреть игру. Делайте ходы, чтобы проанализировать себя.
  • Нажмите Ctrl-B, чтобы повернуть доску.
  • Переносите разделительные полосы между оконными панелями.
WhiteEloWBlackEloBResYearECOEventRnd
Karpov,A2705Larsen,B26200–11979B01Montreal12

Надеемся, что вам понравилась наша статья и вы узнали чуть больше о важной структуре Каро-Канн. Спасибо за чтение!

Примечание: Если вы стремитесь к резкому увеличению шахматного уровня, то необходимо систематически работать над всеми элементами игры:

  • Тактика
  • Позиционная игра
  • Атакующие навыки
  • Техника эндшпиля
  • Анализ классических игр
  • Психологическая подготовка
  • И еще многое другое

На первый взгляд кажется, что предстоит много работы. Но благодаря нашему учебному курсу Ваше обучение пройдёт легко, эффективно и с минимальными затратами времени. Присоединяйтесь к программе обучения «Шахматы. Перезагрузка за 21 День», прямо сейчас!

НЕТ ПРОГРЕССА В ШАХМАТАХ?

Вам поможет 21-дневный интенсив по шахматам. Гарантия!

Полезные статьи

Нет комментариев


© Copyright 2011-2025 Шахматный клуб XChess.ru. Все права защищены!