Жертва фигуры на е6

Типовая жертва в Миттельшпиле
Дата публикации: 14 августа 2019
Просмотры: 6572

В сегодняшней статье продолжаем говорить о типовых жертвах в Миттельшпиле, которые должен знать каждый шахматист. Ранее рассмотрели классическую жертву слона на h7, жертву двух слонов, жертву фигуры на b5, жертву коня на d5 и на поле f5.

Однако, бывают случаи, когда соперник задерживает своё развитие, а наши фигуры уже гармонично развиты. Сегодня рассмотрим идеи, когда вражеский король не успел рокировать и с помощью нашей жертвы, становится главной целью в центре.

Основная идея жертвы на е6 – вскрыть позицию и не дать королю соперника рокировать. Компенсация за данную жертву практически мгновенная – 2 пешки белые получают сразу, а большинстве случаев можно прихватить и третью.

Стоит отметить, что на поле е6 иногда жертвуют ладью или даже ферзя. Однако при таких «жирных» жертвах требуется хороший расчёт. Тут немалую роль играет диагональ a2-g8 для белопольного слона, что мы увидим в партиях.

Прежде, чем перейти к примерам, рассмотрим факторы, которые делают эту жертву возможной:

  • Координация фигур против незавершённого развития
    Как и при любой жертве, важно, чтобы у атакующей стороны были хорошо скоординированы фигуры. В данном случае у Белых должно быть преимущество в развитии, а король чёрных должен находиться в центре
  • Защита пешки е6
    Пешка е6 должна быть плохо защищена
  • «Жирная» жертва на е6
    В случае крупной жертвы на е6 (ферзя или ладьи), белые поля на диагонали a2-g8 и h5-e8 играют важную роль.
  • Тяжёлая фигура на линии е
    Важное требование для данное жертвы, это наличие тяжёлой фигуры на линии «е». После жертвы лёгкой фигуры на е6, ладья или ферзь после вскрытия позиции начнут опасную атаку на раскрывшегося короля.
Теперь посмотрим примеры из гроссмейстерской практики.

В первой партии Иванчук исполнил блестящую жертву ферзя на е6 против Карякина в хорошо известном варианте Найдорфа. Защита чёрных быстро рухнула.

 
Поделиться...
Оформление...
Повернуть доску
Настройки
MoveNResultEloPlayers
Сделайте ход и смотрите здесь Онлайн-книгу
1.e4 c5 2.Nf3 d6 3.d4 cxd4 4.Nxd4 Nf6 5.Nc3 a6 6.Bc4 e6 7.Bb3 b5 8.Bg5 Be7 9.Qf3 Qc7 10.e5 Bb7 11.exd6 Bxd6 12.Qe3 Bc5 13.0-0-0 Nc6 14.Qxe6+ Иванчук играет очень интересную новинку. Материал, полученный за Ферзя, пока очень мал, но открытые линии "D" и "E", а также белопольный слон сильно затруднят достижение черным королем безопасности. Положение черных нелегко защищать, особенно в быстрой игре. Основная линия здесь 14.Bxf6 с нормальной игрой. 14...fxe6 15.Nxe6 У черного ферзя нет хороших полей, поэтому вскоре черные будут вынуждены вернуть материал. Qe5 Если 15...Qb6 16.Nxg7+ Kf8 17.Ne6+ Kf7 17...Ke8 18.Nxc5 Qxc5 19.Rhe1+ Ne7 20.Bxf6 Rd8 21.Nd5 Bxd5 22.Bxe7 Qxe7 23.Bxd5 18.Nxc5+ Kg6 19.Rd6 Qxc5 19...Kxg5 20.Rxf6 Kxf6 21.Nd5+ Kg7 22.Nxb6 20.Rxf6+ Kg7 20...Kxg5 21.Ne4+ 21.Bh6+ Kxf6 22.Ne4+ Kg6 23.Nxc5 15...Qe7 16.Rhe1 Qxe6 единственный ход, так как Nxc5 трудно парировать. 17.Rxe6+ Ne7 18.Bxf6 gxf6 19.Bd5 Bxd5 20.Nxd5 Rd8 21.Nxe7 Kf7 21...Bxe7 22.Rxd8+ Kxd8 23.Rxa6 Kd7 22.Rde1 Rde8 23.Rxa6 15...Bd6 позже здесь Карякин пытался 16.Rhe1 Kd7 17.Nxc7 Kxc7 18.Bxf6 gxf6 19.Nd5+ Kb8 20.Nb6 Bf4+ 21.Kb1 Ra7 22.Nd7+ Ka8 23.Nb6+ Kb8 24.Nd7+ Ka8 25.Nb6+ Kb8 ½-½ Karjakin,S (2725)-Gashimov,V (2740) Nice 2010 16.Nxg7+ Kf8 17.Ne6+ Kf7 17...Ke7 здесь было лучше, и 18.Rhe1 Bxf2 19.Rxe5 Nxe5 20.Ng7 Nc4 21.Bxc4 bxc4 22.Rf1 Raf8 22...Bd4 23.Nf5+ 23.Rxf2 Rhg8 24.Nf5+ Kd7 25.Bh6 приводит к сложной игре, поскольку у белых есть много компенсации за качество. 18.Rhe1 Qxe1 Лучше было 18...Bxf2 19.Rxe5 Nxe5 20.Nd8+ Kg6 21.Bxf6 Kxf6 22.Nxb7 Rhf8 23.Ne4+ Kg7 24.Kb1 и компьютерная оценка здесь - равенство, но играть за черных нелегко. 19.Nxc5+ Kg6 20.Rxe1 Kxg5 21.Nxb7 Теперь у белых слишком много материала для качество, и Иванчук выигрывает с отличной техникой. Nd4 22.Nd6 Rhf8 23.f3 Ограничение фигур противника и одновременно создание форпостов для своих коней. b4 24.Nce4+ Nxe4 25.Rxe4 Nxb3+ 26.axb3 a5 Черные пытаются создать контригру, но без особого успеха. 27.Rg4+ Kf6 28.Ne4+ Ke5 29.Rh4 a4 30.bxa4 Rxa4 31.Nc5 31.Rxh7 было бы ошибкой, поскольку ход черных Rd8 и белые вынуждены переходить в пассивность, что дает черным шанс сыграть на ничью. 32.Re7+ Kf5 33.Nd2 Ra1+ 34.Nb1 b3 35.Re1 35.c3 Rxb1+ 36.Kxb1 Rd1# 35...bxc2 36.Kxc2 Rc8+ 37.Kd3 Rd8+ с вечным шахом 31...Ra1+ 32.Kd2 Rg8 33.g3 Rf1 34.Ke2 Rb1 35.Rxb4 Kd5 36.Ne4 Kc6 37.h4 Rh1 38.Rc4+ Kb6 39.b4 Rd8 40.Rc5 Ra8 41.c3 Ra2+ 42.Ke3 Re1+ 43.Kf4 Rf1 44.Rh5 Ra8 45.Rh6+ Kb5 46.Nd6+ Ka4 47.Rxh7 Kb3 48.Rc7 Rd8 49.Nf5 1–0
  • Запустить движок для анализа:
  • Попробуйте максимально увеличить доску:
  • Используйте четыре клавиши курсора, чтобы просмотреть игру. Делайте ходы, чтобы проанализировать себя.
  • Нажмите Ctrl-B, чтобы повернуть доску.
  • Переносите разделительные полосы между оконными панелями.
WhiteEloWBlackEloBResYearECOEventRnd
Ivanchuk,V2751Karjakin,S27321–02008B87Nice (rapid) 102/180

В следующей партии увидим жертву на е6 в исполнении Каспарова против Гельфанда, но при рокированном короле. Здесь ключевой фигурой стал белопольный слон на диагонали a2-g8. Благодаря преимуществу в развитие, атака белые была слишком сильна, поэтому Гельфанд, спустя несколько ходов сдался.

 
Поделиться...
Оформление...
Повернуть доску
Настройки
MoveNResultEloPlayers
Сделайте ход и смотрите здесь Онлайн-книгу
1.e4 c5 2.Nf3 d6 3.d4 cxd4 4.Nxd4 Nf6 5.Nc3 a6 6.Bc4 e6 7.Bb3 b5 8.0-0 Be7 9.Qf3 Qc7 10.Qg3 0-0 11.Bh6 Ne8 12.Rad1 Bd7 13.Nf3 b4 14.Ne2 a5 15.Nf4 Kh8 15...a4 16.Bxg7 Nxg7 17.Nh5 Bf6 18.Nxf6+ Kh8 19.Qh4 h5 20.Qg5 16.Bg5 Nf6 17.Qh4 Bb5 Ошибка, так как слон на d7 защищал пешку e6. Теперь это цель для белых. 18.Nd4 Привлекая еще одну фигуру, Каспаров готов пожертвовать на е6 следующим ходом. Be8 Если 18...Bxf1 19.Ndxe6 fxe6 20.Bxe6 угрожая Ng6 и мат. h6 20...g6 21.Nxg6+ Kg7 22.Qh6# 21.Bxh6 gxh6 22.Qxh6+ Nh7 23.Ng6# 18...Bd7 признав свою ошибку и не допустить жертву на е6, было бы немного лучше. Тем не менее, белые имеют решающее преимущество после 19.Rd3 e5 20.Nb5 Qd8 20...Bxb5 21.Rh3 Nbd7 22.Nd5 Qd8 23.Nxf6 Nxf6 24.Bxf6 с последующим матом на h7 21.Nxd6 exf4 22.Nxf7+ 19.Ndxe6 fxe6 20.Nxe6 Qa7 21.e5 Очистка линии "D" для ладьи. dxe5 22.Nxf8 Bxf8 23.Bxf6 gxf6 24.Rd8 Nd7 24...Qe7 25.Qc4 Kg7 26.Qg8+ Kh6 27.Rd3 Bg6 28.Rh3+ Kg5 29.Qd5 f5 29...Ra7 30.f4+ Kf5 31.fxe5+ Kg5 32.Qd2+ Kg4 33.Qf4# 30.Qxa8 25.Qg4 Черные сдались из-за 25.Qg4 Bg6 25...Bg7 26.Qe6 26.Qe6 Kg7 27.Rxd7+ 1–0
  • Запустить движок для анализа:
  • Попробуйте максимально увеличить доску:
  • Используйте четыре клавиши курсора, чтобы просмотреть игру. Делайте ходы, чтобы проанализировать себя.
  • Нажмите Ctrl-B, чтобы повернуть доску.
  • Переносите разделительные полосы между оконными панелями.
WhiteEloWBlackEloBResYearECOEventRnd
Kasparov,G2805Gelfand,B26901–01993B87Linares 11th11

В последнем примере увидим, когда жертва используется, чтобы удержать короля в центре. Обычно при такой жертве белые получают как минимум 2 пешки за фигуру плюс нарушают координацию фигур чёрных. Эти элементы более чем достаточны для компенсации материала.

 
Поделиться...
Оформление...
Повернуть доску
Настройки
MoveNResultEloPlayers
Сделайте ход и смотрите здесь Онлайн-книгу
1.e4 e6 2.d4 d5 3.Nd2 c5 4.exd5 Qxd5 5.Ngf3 cxd4 6.Bc4 Qd6 7.0-0 Nf6 8.Nb3 Nc6 9.Nbxd4 Nxd4 10.Nxd4 a6 11.Re1 Bd7 11...Qc7 Это основная линия и, безусловно, более безопасный ход. 12.Bg5 Qc5 12...0-0-0 лучше. 13.Bxe6 Очень хорошо рассчитано Майклом Адамсом. Белые получат две пешки (по крайней мере) за фигуру, плюс черный король навсегда застрянет в середине доски. Кроме того, черные ладьи не смогут легко войти в игру. fxe6 Очевидно нет 13...Qxg5 14.Nf3 14.Bxf6 gxf6 15.Nxe6 Bxe6 16.Rxe6+ Be7 16...Kf7 17.Qd7+ Be7 18.Rae1 Rae8 19.c3 Похоже на игру. 17.b4 Qc3 17...Qxb4 18.Rb1 Qc5 19.Rxb7 побеждает сразу 18.Re3 Qc7 19.Qh5+ Kf8 20.Rae1 У белых все силы развились с темпом. Теперь черные связаны. Re8 Что еще? 21.Qh6+ Kf7 22.Qh5+ Kf8 23.Qh6+ Kf7 24.c3 Белые не торопятся, т.к. черные находятся в цугцване, и любое движение ухудшит их положение. Rhg8 25.Qxh7+ Rg7 26.Qh5+ Kf8 27.g3 27.h4 27...Qd7 28.Re6 Rg5 29.Qh8+ Kf7 30.Qh7+ Rg7 31.Qh5+ Rg6 31...Kf8 32.h4 белый продолжают улучшаться. 32.c4 32.f4 еще сильнее. Хотя с таким большим преимуществом белые, вероятно, даже и не думали об открытии диагонали a7-g1. Bc5+ 33.bxc5 Rxe6 34.Rxe6 Qxe6 35.f5 Qe3+ 36.Kg2 32...Kg7 33.Qd5 Qc7 33...Qxd5 34.cxd5 безнадежно 34.Qe4 Kf7 35.c5 Qd7 36.Qf5 Kg7 37.Qe4 Kf7 38.Qf5 Kg7 39.Qh5 У черных нет ходов 1–0
  • Запустить движок для анализа:
  • Попробуйте максимально увеличить доску:
  • Используйте четыре клавиши курсора, чтобы просмотреть игру. Делайте ходы, чтобы проанализировать себя.
  • Нажмите Ctrl-B, чтобы повернуть доску.
  • Переносите разделительные полосы между оконными панелями.
WhiteEloWBlackEloBResYearECOEventRnd
Adams,M2734Nisipeanu,L26931–02007C07Sofia MTel Masters 3rd3

Надеемся, что благодаря этой статье вы получили широкое представление о тактических идеях жертвы на е6. Будьте бдительны и используйте данную возможность в своих партиях.

Примечание: Если вы стремитесь к резкому увеличению шахматного уровня, то необходимо систематически работать над всеми элементами игры:

  • Тактика
  • Позиционная игра
  • Атакующие навыки
  • Техника эндшпиля
  • Анализ классических игр
  • Психологическая подготовка
  • И еще многое другое

На первый взгляд кажется, что предстоит много работы. Но благодаря нашему учебному курсу Ваше обучение пройдёт легко, эффективно и с минимальными затратами времени. Присоединяйтесь к программе обучения «Шахматы. Перезагрузка за 21 День», прямо сейчас!

НЕТ ПРОГРЕССА В ШАХМАТАХ?

Вам поможет 21-дневный интенсив по шахматам. Гарантия!

Полезные статьи

Нет комментариев


© Copyright 2011-2025 Шахматный клуб XChess.ru. Все права защищены!