Пешечное большинство на Ферзевом фланге: 5 Базовых правил

Дата публикации: 31 марта 2021
Просмотры: 5608

Вы наверняка миллион раз слышали, что «пешечное большинство на ферзевом фланге предпочтительнее, так как дает значительное стратегическое преимущество». Но в чём же конкретно выражается это преимущество, и как нужно играть, чтобы его увеличить? - На эти вопросы ответить смогут далеко не все. Зато многие сейчас вспомнят, что большинство на ферзевом фланге опасно в эндшпиле (хотя часто игра завершается, так и не достигнув окончания).

В этой статье мы дадим пару рекомендаций и покажем несколько схем, которые можно использовать при пешечном большинстве на ферзевом фланге.

Диаграмма 1: Пешечное большинство на Ферзевом фланге: 5 Базовых правил

Структура на диаграмме выше является наиболее распространенным типом большинства на ферзевом фланге: у белых - большинство на ферзевом фланге, а у чёрных - на противоположном. Такую структуру можно получить из множества различных дебютов. Один из них - ПолуСлавянка, где белые атакуют центр ходом е2-е4.

Диаграмма 2: Пешечное большинство на Ферзевом фланге: 5 Базовых правил

Обычный план чёрных после размена пешек - центральный подрыв ...c5, ведущий к размену пешек c5 и d4. То же самое происходит в Каталоне, когда белые предпочитают развиваться с ходом g2-g3.

Еще два хорошо известных варианта, в которых достигается пешечное большинство на ферзевом фланге - Французская защита (1.e4-e6 2. d4-d5) и защита Каро-Канн (1. e4-c6 2. d4-d5):

После размена на е4, а затем снова на с5, мы получаем интересующие нас структуры. Конечно, есть ещё много дебютов, где мы можем увидеть эту позицию, но чаще всего она достигается после последовательности ходов ...dxe4 и... c5.

Диаграмма 3: Пешечное большинство на Ферзевом фланге: 5 Базовых правил

Примечание: Большинство игроков-любителей имеют проблемы с позиционным мышлением. Как правило, такие игроки хорошо справляются с позициями, которые включают:

  • Ясные атакующие возможности
  • Прямые тактические варианты
  • Серьёзное преимущество

Что же нужно делать в позициях, в которых эти элементы отсутствуют, или когда они есть, но не такие явные? Нажмите здесь, чтобы узнать ответ.

Итак, основные идеи при большинстве на ферзевом фланге:

  • В позициях, где оба короля рокированы на одной и той же стороне (королевский фланг), большинство на ферзевом фланге представляет собой преимущество в миттельшпиле, когда оно может быть продвинуто. Если ваш противник пытается сделать то же самое на королевском фланге, он должен учитывать ослабление своего короля;
  • Продвижение большинства на ферзевом фланге также можно использовать как отвлекающий элемент, чтобы получить преимущество другого типа (например, атаку на короля);
  • Практика показала, что преимущество пешечного большинства на ферзевом фланге увеличивается за счёт контроля вертикали d. Оно также может сочетаться с лучшей мобильностью и координацией ваших фигур;
  • В эндшпиле пешечное большинство на ферзевом фланге считается преимуществом в основном из-за того, что вы можете создать отдаленную проходную пешку;
  • Комбинация пешечного большинства на ферзевом фланге и двух слонов представляет собой большое преимущество.

Это всего лишь несколько идей, которые вы можете использовать для разработки собственного плана в таких позициях. Давайте теперь посмотрим на партии, сыгранные гроссмейстерами, и то, как они превращают это преимущество в выигрышную партию.

Первая партия, которую мы проанализируем, была сыграна между Рублевским и экс-чемпионом мира Карповым. Обсуждаемая структура появилась в защите Каро Канн после обычных разменов пешек на e4 и d4. Игра является наглядным примером, как продвинуть своё большинство в миттельшпиле, и как, в сочетании с полным контролем над линией d, оно может помочь вам получить больше пространства. Фигуры чёрных медленно оттесняются, и перевес белых оказывается решающим.

 
Поделиться...
Оформление...
Повернуть доску
Настройки
MoveNResultEloPlayers
Сделайте ход и смотрите здесь Онлайн-книгу
1.e4 c6 2.d4 d5 3.Nd2 dxe4 4.Nxe4 Nd7 5.Bc4 Ngf6 6.Ng5 e6 7.Qe2 Nb6 8.Bd3 h6 9.N5f3 c5 10.Be3 Nbd5 11.Ne5 a6 12.Ngf3 Qc7 13.0-0 cxd4 14.Bxd4 Bc5 15.Bb5+ Этот шах дезориентирует фигуры черных, не позволяя их королю рокироваться. Kf8 16.Bxc5+ Qxc5 17.Bc4 g6 18.Bxd5 Этим взятием белые, не теряя времени, начинают продвигать пешки ферзевого фланга, получая значительное пространственное преимущество. Nxd5 19.c4 Nf6 20.a3 Bd7 20...a5 21.b4 21.Rfd1 Be8 22.b4 Qe7 23.Qb2 Белый ферзь занимает длинную диагональ, не давая королю пройти на g7. Это также удерживает черного ферзя привязанным к защите коня на f6. Kg8 24.Rd4 Kh7 25.Rad1 Rf8 26.R1d3 Rc8 27.h3 Rc7 28.Qd2 Kg7 29.Rd8 Ng8 30.R3d6 Белые доминируют на всей доске и теперь готовятся сыграть Qd4. Ba4 Черные не могут вытеснить коня с e5, играя 30...f6 31.Nd7 Rf7 31...Qxd8 32.Nxf8 32.Nc5 угрожая взять на e6. 31.Rxf8 Qxf8 32.Qd4 Kh7 33.Rd8 Qe7 34.c5 Be8 35.Qd6 Ba4 36.Rf8 Угроза Rxf7 вынуждает черных жертвовать ферзя. f6 37.Rf7+ Qxf7 38.Nxf7 Rxf7 39.Qxe6 Rd7 40.Kh2 h5 41.Qe3 Ne7 42.Nd2 Nf5 43.Qc3 Bc6 44.Nc4 Kg7 45.Na5 Bb5 46.Qa1 Ba4 47.Nc4 Rd8 48.Qe1 Rd7 49.Qe6 Bc6 50.Na5 Re7 51.Qc8 Re8 52.Qc7+ Re7 53.Qb8 Rd7 54.Qc8 Ne7 55.Qb8 Kf7 56.a4 h4 57.Nxc6 Nxc6 58.Qh8 Ke7 59.Qg8 g5 60.b5 axb5 61.axb5 Nd8 62.Qh7+ Nf7 63.f4 Rd4 64.fxg5 fxg5 65.Qg6 Rd7 66.Qb6 Ke8 67.c6 bxc6 68.bxc6 Rd8 69.c7 1–0
  • Запустить движок для анализа:
  • Попробуйте максимально увеличить доску:
  • Используйте четыре клавиши курсора, чтобы просмотреть игру. Делайте ходы, чтобы проанализировать себя.
  • Нажмите Ctrl-B, чтобы повернуть доску.
  • Переносите разделительные полосы между оконными панелями.
WhiteEloWBlackEloBResYearECOEventRnd
Rublevsky,S-Karpov,A-1–01998B17Rubinstein mem8

Во второй партии структура возникает из ПолуСлавянки, после e4 белых и... c5 чёрных. Позже, из-за преимущества белых в развитии, чёрные решают отказаться от пары слонов. Техника Сосонко безупречна, поскольку он сочетает большинство на ферзевом фланге с силой двух своих слонов, чтобы ослабить позицию Смыслова и сделать его защиту невозможной.

 
Поделиться...
Оформление...
Повернуть доску
Настройки
MoveNResultEloPlayers
Сделайте ход и смотрите здесь Онлайн-книгу
1.d4 d5 2.Nf3 Nf6 3.c4 c6 4.Nc3 e6 5.e3 Nbd7 6.Bd3 Bd6 7.e4 dxe4 8.Nxe4 Nxe4 9.Bxe4 c5 Это момент, когда меняется пешечная структура. После разменов в центре белые получают 3 пешки против двух на ферзевом фланге. 10.0-0 Qc7 11.Re1 Nf6 12.Bc2 Bd7 13.Ne5 cxd4 14.Qxd4 Qc5 15.Qc3 Qb4 16.Bd2 Qxc3 17.Bxc3 У черных проблемы с завершением развития. Поэтому они вынуждены устранить коня на е5, дав белым преимущество пары слонов. Эти два элемента (большинство на ферзевом фланге + пара слонов) представляют собой большое преимущество для белого игрока. Bxe5 18.Rxe5 0-0 19.Rd1 Bc6 20.f3 Ограничение активности легких фигур черных и открытие пути белому королю. Rfd8 21.Rxd8+ Rxd8 Линия d не имеет значения, так как все важные поля покрыты двумя слонами. 22.a4 Воспользовавшись тем, что черные не могут сыграть ... a5. Nd7 23.Re2 Nc5 24.b3 b6 25.a5 Nb7 26.a6 Черные пешки теперь являются мишенью для чернопольного слона белых. Nc5 27.b4 Na4 28.Rd2 Rc8 29.Bd4 Be8 30.Bb3 Kf8 31.Kf2 f6 32.f4 b5 33.Bxa4 bxa4 34.Bxa7 Rxc4 35.Bc5+ Kf7 36.Rd6 1–0
  • Запустить движок для анализа:
  • Попробуйте максимально увеличить доску:
  • Используйте четыре клавиши курсора, чтобы просмотреть игру. Делайте ходы, чтобы проанализировать себя.
  • Нажмите Ctrl-B, чтобы повернуть доску.
  • Переносите разделительные полосы между оконными панелями.
WhiteEloWBlackEloBResYearECOEventRnd
Sosonko,G-Smyslov,V-1–01982D46Tilburg

Игра между Сифуэнтесом и Кадимовой показывает манеру игры на обоих флангах. Белые сначала получают преимущество на ферзевом фланге и занимают больше места, толкая свои пешки. Он сочетает это с угрозами королю и господством на вертикали D.

 
Поделиться...
Оформление...
Повернуть доску
Настройки
MoveNResultEloPlayers
Сделайте ход и смотрите здесь Онлайн-книгу
1.c4 c6 2.Nf3 d5 3.e3 Nf6 4.Nc3 e6 5.d4 Nbd7 6.Qc2 Bd6 7.Be2 0-0 8.0-0 Re8 9.Rd1 Qe7 10.a3 b6 11.e4 dxe4 12.Nxe4 Nxe4 13.Qxe4 Bb7 14.Bg5 Nf6 14...Qf8 15.Ne5 15.Qh4 h6 16.Bf4 Bxf4 17.Qxf4 c5 18.Ne5 Rac8 19.dxc5 Rxc5 Черные хотели сыграть 19...bxc5 , но белые все равно смогут сыграть 20.b4 cxb4 21.axb4 Qxb4 22.Bh5 20.b4 Получение пространства за счет продвижения ферзевого большинства с темпом. Rcc8 21.Rd4 Белые захватывают вертикаль d. Red8 22.Rad1 Rxd4 23.Qxd4 Kf8 24.f3 Ke8 25.Rd2 Qc7 26.Bd1 Слон присоединяется к атаке и готов перейти на более активное поле. Ke7 27.Ba4 Ra8 28.Qf4 Угрожая Ng6. Rc8 29.h4 Qb8 30.g4 Когда все фигуры связаны пассивностью, белые начинают решающую атаку против черного короля. Bxf3 31.g5 hxg5 32.hxg5 b5 32...Rg8 33.Ng6+ fxg6 34.gxf6+ 33.gxf6+ gxf6 34.Rd7+ Ke8 35.Qxf6 1–0
  • Запустить движок для анализа:
  • Попробуйте максимально увеличить доску:
  • Используйте четыре клавиши курсора, чтобы просмотреть игру. Делайте ходы, чтобы проанализировать себя.
  • Нажмите Ctrl-B, чтобы повернуть доску.
  • Переносите разделительные полосы между оконными панелями.
WhiteEloWBlackEloBResYearECOEventRnd
Cifuentes Parada,R2490Kadimova,I23251–01996D45Linares Anibal op 03rd

Последняя партия представляет собой пример классического плана, используемого при обладании пешечным большинством на ферзевом фланге - переход в лучший эндшпиль и создание отдаленной проходной пешки. Получив большинство, белые используют контроль над вертикалью d, чтобы заставить чёрных пойти в худший эндшпиль. Затем они просто проталкивают пешки и получают проходную на вертикали c.

 
Поделиться...
Оформление...
Повернуть доску
Настройки
MoveNResultEloPlayers
Сделайте ход и смотрите здесь Онлайн-книгу
1.c4 e6 2.g3 d5 3.Bg2 Nf6 4.Nf3 Be7 5.0-0 Nbd7 6.d4 c6 7.Nbd2 0-0 8.Qc2 b6 9.e4 Bb7 10.Rd1 Rc8 11.b3 Qc7 12.Bb2 Rfd8 13.Rac1 Nxe4 14.Nxe4 dxe4 15.Qxe4 c5 16.Qe2 Bf6 17.Rc2 Bxf3 18.Bxf3 Bxd4 19.Bxd4 cxd4 20.Rxd4 Основным преимуществом белых здесь является возможность создания проходной пешки на ферзевом фланге. Nf6 21.Rcd2 Rxd4 22.Rxd4 Rd8 23.Qe5 Тактическим путем белые активируют своего ферзя. С этого поля он будет поддерживать продвижение пешек ферзевого фланга. Qe7 24.Rxd8+ Qxd8 25.b4 Kf8 26.c5 bxc5 27.bxc5 Ne8 28.Kg2 Qc7 29.Qd4 План белых - продвинуть пешку а до а6. Nf6 30.Qb4 Ne8 31.a4 h6 32.a5 Kg8 33.a6 Kf8 34.Qb5 Ke7 35.Qb4 Kd8 36.Bb7 Ke7 37.Kf3 Qd8 38.Bc6 Kf8 Лучше было 38...Qd3+ 39.Kg2 Qxa6 40.Bb5 Qc8 41.Qa4 39.Qb7 Qe7 40.Bxe8 Kxe8 41.c6 1–0
  • Запустить движок для анализа:
  • Попробуйте максимально увеличить доску:
  • Используйте четыре клавиши курсора, чтобы просмотреть игру. Делайте ходы, чтобы проанализировать себя.
  • Нажмите Ctrl-B, чтобы повернуть доску.
  • Переносите разделительные полосы между оконными панелями.
WhiteEloWBlackEloBResYearECOEventRnd
Smyslov,V-Platz,H-1–01952E09Budapest Maroczy Memorial16

Пешечное большинство на ферзевом фланге - очень часто встречающаяся структура. Мы надеемся, что рассмотренные выше примеры помогут вам в схожих ситуациях на доске трансформировать их в мощное и даже решающее преимущество.

Примечание: Если вы стремитесь к резкому увеличению шахматного уровня, то необходимо систематически работать над всеми элементами игры:

  • Тактика
  • Позиционная игра
  • Атакующие навыки
  • Техника эндшпиля
  • Анализ классических игр
  • Психологическая подготовка
  • И еще многое другое

На первый взгляд кажется, что предстоит много работы. Но благодаря нашему учебному курсу Ваше обучение пройдёт легко, эффективно и с минимальными затратами времени. Присоединяйтесь к программе обучения «Шахматы. Перезагрузка за 21 День», прямо сейчас!

НЕТ ПРОГРЕССА В ШАХМАТАХ?

Вам поможет 21-дневный интенсив по шахматам. Гарантия!

Полезные статьи

Нет комментариев


© Copyright 2011-2025 Шахматный клуб XChess.ru. Все права защищены!