Вильгельм Стейниц первым обосновал это положение в конце XIX века. Он в своей практике обезвредил множество неподготовленных атак, обычных для его времени. Игрок может атаковать безнаказанно только при обеспеченном центре. Поэтому атака против хорошо организованной обороны только тогда может быть успешной, когда она должным образом подготовлена – так учил Стейниц. Это значит, что атакующий должен принять меры против контратаки в центре, о которой говорилось в Уроке 14.
Это правило ставит некоторых шахматистов в тупик. Разве не лучше строить оборону на фланге, там, где тебя атакуют? Почему ничего не говорится об атаке на короля?
Хотя обычно и представляемый в такой форме, это правило лучше сформулировать так: «Развивайте свои фигуры в наиболее гибкой форме». Причина, по которой кони обычно выводятся раньше слонов, заключается в том, что мы знаем, где кони лучше всего расположены: на полях c3 и f3 Для белых и на c6 и f6 для черных. У слонов же есть выбор, и лучше немного подождать, прежде чем выводить их на конкретную диагональ.
Ключевая фраза здесь – «Если этого можно избежать». Очевидно, что после 1. e4 e5 2. Кf3 Кc6 3. Сb5 a6 белые обязаны ходить слоном, иначе они его потеряют. Обоснованием этого правила служит то, что каждый раз, когда вы делаете ход той же фигурой второй или третий раз, вы упускаете возможность ввести в игру другую фигуру.
Эта идея основана на здравом смысле. Чем больше фигур вы нацелите на позицию противника, тем тяжелее ему придется.
Если ваши ладьи защищают друг друга, это значит, что остальные фигуры покинули свои начальные позиции. Этого следует добиваться как можно быстрее, если уже есть открытые линии. Ваши фигуры должны быть развиты в подобных положениях, как для того, чтобы развить атаку на позицию вашего оппонента, так и для организации обороны на случай атаки с его стороны.
На первый взгляд это правило кажется парадоксальным, но так уж получается, что сила ферзя на ранней стадии партии является в действительности гандикапом. Каждая не столь сильная фигура может ей угрожать с полной безнаказанностью, вынуждая ее ходить вновь и вновь. При этом фигуры противника будут одна за другой входить в игру.
Это правило сходно с предыдущим. Ладья очень похожа на слона в том, что она оперирует по открытым и полуоткрытым линиям. Разница в том, что ладье требуются вертикали и горизонтали, а не диагонали.
Шахматные офицеры двигаются только по диагоналям, так что любое, хотя бы и дружеское, блокирование уменьшает их силу. Слон, двигающийся по полям того цвета, на которых расположены его пешки, считается «плохим». Такая фигура лишена мобильности – никуда не пойти, никого не увидеть. Блокированного слона часто называют «большой пешкой», но такой слон зачастую даже слабее пешки, так как он не может двигаться вперед.
Конь – единственная фигура, которая не может пойти на соседнее поле. Он по природе своей – скакун. Потому он может быть блокирован со всех сторон, но не будет от этого страдать – в смысле мобильности – ни в малейшей степени.
Но эта фигура проявляет себя в лучшем виде тогда, когда имеет хорошую оперативную базу. Поэтому размещайте коней в «дыры» (по возможности, в лагере противника) и обеспечивайте им крепкую поддержку. Особенно надежна пешечная поддержка.
Самозанятый Шека Александр Сергеевич
ИНН: 662903682585
г. Екатеринбург