До середины XIX века шахматные партии играли без контроля времени. Партии продолжались несколько часов подряд, а иногда и суток. Некоторые игроки в заведомо проигрышной позиции начинали тянуть время, вынуждая соперника нервничать. Когда нервы у того сдавали окончательно, соперник мог согласиться на ничью, а то и проиграть. Если противники не успевали доиграть партию за один игровой день, игру откладывали. Игрок, чей ход был последним перед откладыванием партии, записывал секретный ход. Партия доигрывалась в назначенный день.
В литературе описывают матч между Говардом Стаунтоном и Пьером Сент-Аманом в 1843 году. 21-я партия их матча продолжалась 66 ходов в течение 14,5 часов.
На первом лондонском международном турнире 1851 года в партии Вильямс – Маклоу оба противника заснули, о чём помощник судьи сделал запись, и факт вошёл в историю.
В 1853 году впервые лимит времени на обдумывание ходов ограничили. В партии Гарвиц – Левенталь на обдумывание одного хода давали 10 минут. Контроль времени вели песочными часами – у каждого соперника были свои. После сделанного хода игрок клал часы в горизонтальное положение и останавливал своё время на обдумывание. За превышение времени устанавливался денежный штраф.
В матче 1866 года Андерсен — Стейниц вместо песочных часов использовали обычные механические.
Ещё одна идея заключалась в использовании двух часов с записью израсходованного времени после каждого хода. Такой способ контроля времени использовался в турнирах 1866 – 1873 гг.
Первые шахматные часы применили на лондонском турнире 1883 года. Часы были маятникового типа – после сделанного хода игрок перекатывал часы на свою сторону.
Контроль времени в турнире был один час на 15 ходов. Впервые в шахматах игроку, превысившему лимит времени, засчитывали проигрыш. До этого превышение лимита времени не считалось поражением.
Важный элемент шахматных часов, флажок, появился в 1899 году. Общепринятым использование флажка стало через два десятилетия. Поднятие флажка свидетельствовало о том, что до его падения осталось 3 минуты.
Привычные современному игроку кнопки появились на часах в 1900 году. Усовершенствованные часы стали использоваться повсеместно.
Специальные шахматные часы имеют 2 циферблата и 2 кнопки. Сделав ход, игрок нажимает свою кнопку, и его часы останавливаются. Отсчёт времени начинается у игрока, к которому перешёл ход. Нажимать кнопку часов надо той же рукой, какой игрок передвигал фигуру.
Одиннадцатый чемпион мира по шахматам Бобби Фишер запатентовал в 1989 году электронные шахматные часы. Часы стали одними из наиболее востребованных на турнирах.
В конце XIX столетия лимит времени составлял 2 часа на каждые 20 ходов. В начале ХХ века партии чаще всего играли с лимитом 2 часа на первые 30 ходов и по одному часу на каждые 15 последующих ходов.
Если один игрок просрочил время, а противник не может поставить мат при любой игре соперника, партию признают законченной вничью.
Если игрок поставил мат, а впоследствии обнаружили, что он просрочил время, победа ему присуждается.
При откладывании партии для доигрывания часы останавливают, записывают время на момент остановки. При доигрывании часы запускают с этих же показаний.
Существуют разные лимиты времени игры в шахматах.
В международных турнирах часто используют «турнирный контроль Фишера». По этой системе на первые 40 ходов выделяется 100 минут, на последующие 20 ходов – 50 минут, до конца партии – 10 минут. Система может меняться в определённых пределах.
Самая продолжительная партия по времени Степак – Машиан сыграна в полуфинале чемпионата Израиля в 1980 году. Она продолжалась 24 часа 30 минут и закончилась победой белых на 193-м ходу.
Самая длинная шахматная партия была сыграна в Белграде в 1989 году между Иваном Николичем и Гораном Арсовичем. В течение 20 часов 15 минут в партии было сделано 269 ходов, игра закончилась вничью.
Для ограничения продолжительности партии введено правило, по которому шахматист может потребовать ничью, если в течение последних пятидесяти ходов не было ни одного взятия или хода пешкой.
Дольше всех обдумывал ход бразильский шахматист Франсиско Троис – 2 часа 20 минут.
Некоторые шахматисты используют недостаток времени (цейтнот) при попадании в худшую позицию. Обычно, это игроки с быстрым мышлением, развитой интуицией, любители играть блиц. Игрок намеренно тянет время, чтобы попасть в цейтнот. В цейтноте его противник тоже начинает играть быстро, чтобы не давать возможность обдумывать ответные ходы в его время. В итоге противник сам начинает делать ошибки и упускает выигрыш, а то и проигрывает.