Ваши пешки — это ваша пехота или солдаты. Поскольку они ходят пешком, то двигаются медленно и не могут легко убежать от более сильных фигур. На доске пешек больше, чем любых других фигур и ими можно пожертвовать, чтобы открыть линию для атаки.
Итак, пешки могут двигаться только на одно поле прямо вперёд, за исключением своего первого хода, когда они могут перемещаться сразу на два поля, если захотят. Это начальная позиция в шахматной партии и белые только что сыграли пешкой на е4. Пешка своим первым ходом продвинулась на 2 поля вперёд.
Пешка e4 двинулась на 2 поля вперёд своим первым ходом.
В отличие от других фигур, пешка «бьёт» не так, как ходит. Пешки могут забирать другие фигуры, только двигаясь на одно поле по диагонали вперёд, вправо или влево. Белая пешка движется вверх по доске, а чёрная пешка движется вниз по доске. В позиции ниже пешка может взять (срубить) чёрного коня или чёрную пешку. Точно так же, если был ход чёрных, чёрная пешка могла взять белую пешку.
Всегда полезно сыграть в игру «Пешки» с другом, чтобы вы могли отточить движения и взятия пешками. Начните игру пешками с этой позиции.
Победителем становится игрок, который заберёт все фигуры противника или проведёт пешку до конца доски. Белые всегда ходят первыми; вы можете подбросить монету, чтобы решить, кто играет белыми.
Советы, которые следует помнить при перемещении пешек:
Если пешка успешно достигает другой стороны доски, она может стать любой другой фигурой. Это называется Превращение. Некоторые считают, что пешку можно обменять только на взятую ранее шахматную фигуру. Это неправда.
Пешка может превратиться в любую фигуру: Коня, слона, ладья или ферзя. Мы знаем, насколько ценен ферзь, и поэтому большинство игроков предпочитают менять свою пешку на другого ферзя.
Белые могут превратить пешку d7 в ферзя, переместив ее на d8. Белые также могли сделать ферзя из пешки f7, взяв чёрного слона на g8. Превращение пешки - отличный способ выиграть материал. Вместо того чтобы отбирать фигуры у оппонента, вы создаёте себе новые!
Пешки действительно странные. Они не похожи на другие фигуры. Они не ходят назад и не ходят в том же направлении, в котором «бъют». Поскольку они разные, пешки соединяются двумя особыми способами.
Таран - это когда две пешки бодаются головой. Они стоят на одной вертикали и блокируют движение друг друга.
Диаграмма, показывающая Таран
Рычаг - это когда две пешки могут взять друг друга. Они готовы открыть вертикаль.
Диаграмма, показывающая Рычаг
Тараны и рычаги являются дорожными знаками в пешечной структуре. Они направляют наши планы. Таран - самая прочная черта шахматной позиции. Они блокируют линии и ограничивают нашу свободу. Одна из целей шахматной стратегии - дать фигурам свободу. Хороший способ сделать это - избавиться от таранов, которые нас блокируют. Другой способ - открывать линии, разменяв пешки. В этом случае обычно нужны рычаги.
Эта обычная пешечная структура возникает после хода 1.e4 e5. Таран на e4 / e5 теперь находится в центре внимания игры. У белых есть на выбор множество различных расстановок, но есть только один правильный план: атаковать Таран! В большинстве игр это делается с помощью рычага d4, как в следующих дебютах:
Другой вариант рычага - f4. Вот основные идеи:
То же самое у чёрных после 1.e4 e5. Один из способов активизировать игру чёрных - это рычаг d5:
Поскольку белые ходят первыми, они часто затрудняют ход чёрных …d5. И это вынуждает чёрных занимать оборонительную позицию. Это одна из причин, по которой многие игроки любят отвечать на 1.e4 ходами, отличными от 1…e5. Рычаг f5 встречается редко, потому что чёрные в большинстве защит играют сначала …Nf6. Но есть варианты, в которых это случается:
Следующая диаграмма взята из Ферзевого Гамбита:
На d4 / d5 есть таран, и белые уже сделали рычаг c4. Назначение рычага очень понятно. Если чёрные возьмут 7…dxc4?, то 8.Bxc4. Этот размен полезен белым по несколько причинам:
Лучший план для чёрных - атаковать белый центр собственным рычагом. Конь на f3 затрудняет ход e5, поэтому обычно чёрные стремятся к c5.
Естественно выглядящий ход 7…Nc6? Будет типичной ошибкой. Блокирование пешки на c7 оставляет чёрных в пассивной позиции.
Лучше подготовить рычаг 7…Nbd7 или же 7…b6. Например:
7…Nbd7 8.Rc1 c6 9.Bd3 dxc4 10.Bxc4 b5 11.Bd3 a6 12.0-0 c5!
или
7…b6 8.Bd3 Bb7 9.0-0 Nbd7 10.Rc1 c5!
У чёрных всё хорошо в обоих вариантах. Не все Тараны следует атаковать. Есть много ситуаций, когда рычаг только ослабляет пешечную структуру. На диаграмме ниже мы снова видим Таран на d4 / d5, но на этот раз отсутствуют белая пешка «c» и чёрная пешка «е». Это имеет большое значение
Рычаг 1…c5 даёт чёрным слабую изолированную d-пешку (2.dxc5! Bxc5 3.Rfd1). Лучший ход чёрных - 1…Bd6. То же самое и с белыми. Рычаг 1.e4 также создал бы слабую изолированную пешку d4 после 1…dxe4. Наилучший подход для белых - начать атаку меньшинства, используя пешки ферзевого фланга.
Примечание: Когда вы выбираете план, всегда ищите тараны в пешечной структуре и думайте, какой рычаг вы можете использовать. Лучше всего использовать пешечные рычаги.
Пешечная цепь - это линия заблокированных пешек, которые все соединены, например, белые на d4 и e5 или чёрные на d5 и e6. У пешечной цепочки есть голова и основание.
Пешка на d4 - это основа цепи белых, а пешка e6 - основа чёрных. У каждого игрока есть два рычага, которые они могут использовать против таранов. У чёрных есть выбор между …c5 и f6. Рычаги белых - c4 или f5.
Обычно лучшая стратегия - атаковать основу пешечной цепи противника. Использование рычага против передней части цепи часто приводит к отсталой пешке. (Пешка d4 будет слабой, если белые играют c4, а чёрные отвечают …dxc4). Французская защита известна своими пешечными цепями. Показанная здесь структура достигается во многих линиях, включая расширенный вариант:
Чёрные наращивают давление на основу белой пешечной цепи.
3…c5! 4.c3 Nc6 5,Nf3 Qb6
Хотя рычаг f5 - хорошая идея для белых, его нелегко организовать в начале игры. Белые стараются укрепить пешку "d". Вместо того чтобы сделать рычаг, белые могут атаковать фигурами на королевском фланге. Поскольку пешечная цепочка простирается до чёрной стороны доски, это даёт белым фигурам больше свободы передвижения. Рычаг f6 иногда хорош для чёрных, даже если он создаёт отсталую пешку на е6. Чтобы план сработал, чёрным нужна активная игра.
Это особый способ взятия пешек пешками. Это ещё и самое хитрое правило в шахматах. Взятие на Проходе происходит, когда пешка делает двойной прыжок и приземляется рядом с одной из ваших пешек. Вы можете воспринимать это так, как будто пешка походила только на одно поле.
Есть три вещи, которые нужно помнить, при взятии на проходе
Квадрат пешки - это способ узнать, может ли король поймать пешку. Эта стратегия весьма полезна в эндшпиле, когда пешка отчаянно бросается на другую сторону доски, чтобы получить повышение. Мы визуализируем четыре стороны квадрата, так что он включает в себя поле, на котором стоит пешка, и поле превращения в ферзя.
Если король попадает внутрь поля, он может помешать пешки превратиться в нового ферзя. Используя квадрат пешки, мы избегаем расчётов обычным методом «я иду сюда, он идёт туда…». Вместо этого у нас есть визуальная картина того, что произойдёт.
Примечание: из-за двойного прыжка квадрат пешки со стартовой позиции берётся с третьей горизонтали.
Ход белых - выигрыш, ход черных - ничьи
Пешки - странные фигуры. Они медленные. Они не могут двигаться назад, и их часто блокируют. Поэтому положение пешек меняется не очень быстро. Когда мы смотрим на пешки вместе, как на группу без других фигур, мы называем это пешечной структурой.
Пешечная структура — это та часть шахматной позиции, которая остаётся наиболее постоянной. Это как фон, на котором движутся фигуры. Но это ещё не всё. Пешечная структура — это структура, которая показывает фигурам, куда идти. Анализ пешечной структуры очень помогает в выборе плана и в понимании того, куда двигать пешки. Это карта, по которой мы можем принять решение о своих действиях.
Это идеальная пешечная структура. Все пешки могут двигаться свободно, и любую пешку может защитить её сосед, просто продвинувшись на одно поле. Но пешки не могут «сидеть» всю партию! Некоторым из них приходится ходить, чтобы выпустить фигуры.
Однако, когда пешки всё же продвигаются, они иногда становятся слабыми. Пешка слабая, если её сложно защищать. Обычно это происходит, когда она теряет свободу передвижения и не может быть защищена другими пешками.
Три распространённых типа слабых пешек:
Изолированная пешка (изолятор) не имеет соседей. Белая пешка d изолирована.
Отсталая пешка осталась позади соседей. Чёрная пешка d отсталая.
Сдвоенная пешка делится своей вертикалью с другом! Белые пешки «c» сдвоены.
Изолированная или отсталая пешка слаба, потому что её не могут защитить другие пешки. И если на них нападают, их нужно защищать фигурами, что лишает их свободы.
Проблема усугубляется в эндшпиле, когда фигур становится меньше. Многие окончания выигрываются только благодаря активным и пассивным фигурам. Вот несколько общих правил игры при слабых пешках:
Если у соперника слабые пешки:
Если у вас слабые пешки:
На начальном этапе игры ваша цель - переместить пешки к центру доски. В идеале поля e4, d4, e5 и d5. Это помогает получить контроль над доской. В большинстве случаев вам нужно переместить две центральные пешки на два поля вперёд, чтобы открыть линии для вашего слона и ферзя.
Пешки, такие как g3 и g6, могут быть перемещены в начале игры, если вы хотите сделать фианкетто своему слону для более активной игры. Вы также должны попытаться создать рычаг с помощью пешек, как обсуждалось ранее, чтобы бросить вызов центру.
Пешки должны двигаться вверх по доске, чтобы получить пространственное преимущество. Как только ваш король будет надёжно защищён, неуклонно двигайте пешки вперёд и атакуйте слабые места во вражеском лагере.
Если фигуры вашего оппонента недостаточно развиты, найдите способ открыть линии своими пешками и атаковать его позицию, прежде чем он перегруппирует свои фигуры. Один из примеров - открытие линии «е», если король соперника застрял в центре. Затем вы можете усилить давление на этой линии своими тяжёлыми фигурами, чтобы создать катастрофу.
Иногда вам следует быть осторожным, чтобы не слишком далеко продвинуть пешки. Если ваша атака не пройдёт, у вас останется множество пешечных слабостей в эндшпиле.
В эндшпиле вам следует продвигать пешки вперёд, когда у вас пешечное большинство на королевском или ферзевом фланге. Это поможет создать проходную, которая потенциально может превратиться в ферзя. Будьте осторожны, не продвигайте пешки без явной причины. Иногда они могут быть мишенями.
Пешка в шахматах может рубить только вперед.
В шахматах пешки и другие фигуры не могут съесть короля. Если король атакован пешкой, то он должен либо уничтожить эту пешку, либо убежать от неё.
В шахматах пешки ходят только вперед, поэтому нужно внимательно делать ими ходы.